Урок — концерт по творчеству Марины Цветаевой


Урок-концерт
«Красною кистью рябина зажглась…»
По творчеству Марины Ивановны Цветаевой.
Марина Цветаева
-38109842500Вступила в литературу на рубеже веков, девятнадцатого и двадцатого, в тревожное и смутное время.Голос поэтессы Марины Цветаевой, и о любви,и ожизни, и о Родине. Но, пожалуй самые яркие ее стихи о любви.
***
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!
«Красною кистью рябина зажглась…»
Тема: открытый урок по жизни и творчеству Марины Цветаевой
Цель: Вызвать интерес к творчеству поэтессы, раскрыть красоту ее стихов.
Ход на уроке.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о творчестве замечательного человека и поэта – Марины Цветаевой.Мы прикоснёмся будто бы к пожелтевшим страничкам старой книги, перелистаем их медленно и бережно и узнаем о трагической судьбе поэтессы, плоть от плоти судьбы России.
2 ученицы: Рябину
рубили
Зорькою.
Рябина -
Судьбина
Горькая.
Рябина -
Седыми
Спусками.
Рябина!
Судьбина
Русская. (1934год эмиграция)
Ученик: Эти строки написаны в 1934 году. Марина Цветаева жила, тогда в эмиграции. Жить и творить оставалось ещё 7 лет. Она погибнет, не дожив года до своих 50 лет, в далекой российской глубинке, без средств, голодающая и одинокая.Творчество Цветаевой многогранно. Мы снова и снова листаем эти страницы, которые излучают свет размышлений, чувств, воспоминаний.
Где же истоки таланта?
Сначала попробуем обратиться к поэзии.
Какой-нибудь предок мой был -- скрипач,
Наездник и вор при этом.
Не потому ли мой нрав бродячИ волосы пахнут ветром!
Не он ли, смуглый, крадет с арбы
Рукой моей - абрикосы,
Виновник страстной моей судьбы,
Курчавый и горбоносый.
Дивясь на пахаря за сохой,
Вертел между губ - шиповник.
Плохой товарищ он был,-лихой
И ласковый был любовник!
Любитель трубки, луны и бус,
И всех молодых соседок...
Еще мне думается, что - трус
Был мой желтоглазый предок.
Что, душу чeрту продав за грош,
Он в полночь не шел кладбищем!
Еще мне думается, что нож
Носил он за голенищем.
Что не однажды из-за угла
Он прыгал - как кошка - гибкий...
И почему-то я поняла,
Что он - не играл на скрипке!
И было всe ему нипочем,
Как снег прошлогодний - летом!
Таким мой предок был скрипачом.
Я стала - таким поэтом.
(23 июня 1915)
26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского музея изящных искусств и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась я, мать сказала: "По крайней мере, будет музыкантша".
Когда же моим первым отчетливым догодовалым словом оказалась "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала" и тут же принялась учить меня музыке, могу сказать, что родилась я не в жизнь, а в музыку.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз.
Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилось более глубокая страсть-книги. С 6 лет Марина писала стихи и не только на русском, но на французском и немецком языках.В 18 лет (1910 год) она была уже автором сборника «Вечерний альбом». Высокую оценку он получил от известных поэтов Брюсова, Гумилева, Волошина.
Личность каждого из них и их творчество, как и творчество многих других больших художников слова: Пастернака, Мандельштама, Есенина, Маяковского, Ахматовой их творчество дыхание будет сопровождать поэтессу на протяжении всей жизни.
Цветаева не только поэт. Она драматург, литературовед. Ее перу принадлежат 4 драмы, большое количество неповторимых по стилю, глубине творческих портретов современников, автобиографическая проза. Эту прозу интересно читать не только профессионалам-литературоведам, но и просто любителям поэзии
В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано в 27 лет. Увеличенная фотография-томноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными милыми чертами, добрым горечью тронутым ртом. Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушка».
Продолговатый и твёрдый овал,
Чёрного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Тёмные звёзды погасли.
— Бабушка! Этот жестокий мятеж
В сердце моём — не от Вас ли?..
Особое отношение и особая любовь у Марины Цветаевой к Пушкину. Он вошёл в ее жизнь стремительно и властно и стал постоянной духовной опорой этой гордой тонкой и мятежной души.
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царeвы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.
Такой уж почет, что ближайшим друзьям -
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева - ручищи по швам -
Жандармские груди и рожи.
Не диво ли - и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похожПочет сей, почетно - да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх о поэте печется!
Почетно - почетно - почетно - архи-
почетно, - почетно - до черту!
Кого ж это так - точно воры вора
Пристреленного - выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора -
Умнейшего мужа России.
Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину», эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев»
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Горьким, Брюсовым, Маяковским, Пастернаком, Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19-начала 20 века и посвящала им свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее поэтическому кумиру Александру Блоку.
Имя твое -- птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок.
В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу будут посвящены лучшие стихи.
Я с вызовом ношу его кольцо
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно - великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями распахнутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна.
- Всем вам, кто жил и умирал без страху.
Такие - в роковые времена -Слагают стансы - и идут на плаху.
Голос Цветаевой он и о любви, и о жизни и об отечестве. Но, пожалуй, самые яркие ее стихи о любви.
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!
(3 мая 1915г.)
Сила ее стихов в завораживающем потоке всё время меняющихся ритмов, то торжественно-приподнятые, то разговорно-бытовые, то песенно-распевные, то иронически-насмешливые, они мастерски передают переливы русской речи:
Не люби, богатый, - бедную,
Не люби, ученый, - глупую,
Не люби, румяный, - бледную,
Не люби, хороший, - вредную.
Золотой - полушку медную!
(Между 21 и 25 мая 1918г)
Весёлых стихов у Марины Цветаевой нет. Да т вообще, состояние грусти-всегда основное для настоящего поэта.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
(Май 1913, Коктебель)
1913 год. Крым, Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой - ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтически рассказывает: Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности. Встречая восхищение всех на нее глядящих, она излечилась от мук того недуга. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее – во внутреннем. Тихо плещется море. Темно-синее небо, мерцающие звезды и стихи:
В огромном липовом саду,
— Невинном и старинном —
Я с мандолиною иду,
В наряде очень длинном,
Вдыхая теплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины,
Пробором кудри разделив...
— Тугого шелка шорох,
Глубоко-вырезанный лиф
И юбка в пышных сборах. —
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук
На зелени—так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы.
Всё чаще и чаще к мелодичным, задушевным, чарующим стихам Цветаевой обращаются композиторы и тогда они превращаются в удивительные по красоте романы.
После революционных событий Марина Цветаева эмигрировала в Париж. Жизнь на чужбине складывалась трудно, если не сказать невыносимо. Ностальгия мучила всех без исключения художников, будь то Бунин, Гиппиус, А. Толстой.
И летом 1939 года Марина с сыном возвращается в Россию. Муж и дочь, старшая, к тому времени уже были на родине.
Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Хотя ей предоставили возможность заниматься переводами, череда неурядиц преследовала Марину. Собираясь из Парижа в Москву, она не знала, что сестра Анастасия и муж Сергей арестованы и находятся в тюрьме. Собратья по перу приняли более чем прохладно. Ее не приняли ни в союз писателей, ни в Литературный фонд, что могла бы поддержать ее материально. Марина Цветаева оставалась без средств к существованию.
Она писала заявление с просьбой принять ее на работу в писательскую столовую посудомойкой. В состояние одиночества, покинутая всеми близкими, в том числе и сыном, с которым произошел духовный разрыв, в состоянии душевной депрессии, она кончает с собой. Это произошло 31 августа 1941 года.
В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма. В ней две строки от друзей: «Марина погибла 2 года назад 31 августа. Целуем ваше сердце Лиля, Зина».
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
(8 декабря 1913г)
О смерти Марина задумывалась часто. Это стихотворение было написано, когда ей было 31 год.
Читаешь стихи и прозу Цветаевой, переживаешь с ней, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой русской интеллигентки, и хочется помочь, а не можешь и думаешь: «может она, в чем виновата перед людьми. Ведь самоубийство как роковое наказание, но за что?»
Одно из самых лучших стихотворений Марины, самых ……….. – это «Песнь к милому».
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче - вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.О, вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Всё ведаю - не прекословь!
Вновь зрячая - уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo - что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое...
- За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
Ей, наверное, хотелось в самые тяжелые минуты пронзительно крикнуть, что я вам сделала люди, что чувствую себя несчастнейшим из несчастных, самых обездоленных из всех человеком?
Невозможно доказать волшебство строк Марины Цветаевой. Кто докажет улыбку Джоконды?
Можно только слушать и вздрогнуть очи сознания, что волшебство здесь, перед нами.
Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
- Не жалейте! Всё сбылось,
Всё в груди слилось и спелось.
Спелось - как вся даль слилась
В стонущей трубе окраины.
Господи! Душа сбылась:
Умысел твой самый тайный.
Завершился наш разговор о жизни удивительного поэта и человека. Как поздно мы начинаем понимать какими бесценными, были люди, подобные Марине Цветаевой. Как бесценен вообще человек. Однако хочется сказать «Простите нас за всё! Простите нас за всё, Марина Ивановна».