Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Русские поэты ХIХ веков. А,А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» (учебник,с.64) ». УМК «Школа России»


Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Русские поэты ХIХ веков. А,А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» (учебник,с.64) ». УМК «Школа России»
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для обучения анализу лирического текста, произведений фотографического искусства и живописи (определять тему, главную мысль, содержание произведения); определению настроения, средств художественной выразительности, главных (ключевых) слов; способствовать развитию интереса к чтению лирических текстов
Планируемые результаты
Предметные:
научатся понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; осознавать смысл традиций русского народа, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному Метапредметные:
познавательные: осмысленно читают лирические тексты; понимают настроение стихотворения; определяют свое собственное отношение; осуществляют поиск необходимой информации по фотографии, репродукции картины; осмысливают объекты;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе, принимают ее, сохраняя на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) Личностные:
ценят и уважают поэтов, выража-ющих свои чувства к Родине через художественное слово, составляют рассказы об этих людях, передают в своих рассказах восхищение и уважение к поэтам
Образовательные ресурсы: стихотворение С. Есенина «Еду. Тихо. Слышны звоны…», романс «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (сл. А. Фета, муз. А. Матюхина), иллюстрации к стихотворению «Мама! Глянь-ка из окошка…», репродукции картин И. Шишкина и А. Саврасова «Рожь», аудиозапись фрагмента пьесы «Август» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) Формируемые способы
деятельности
1 2 3 4
I. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение (наизусть) стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».
2. Сочинение-
миниатюра «О чем расскажут осенние листья» – На предыдущем уроке мы познакомились с произведениями русского поэта Ф. И. Тютчева о временах года – весне и осени. Стихотворение о весне вы учили наизусть. Вспомните о правилах выразительного чтения, загляните в памятки.
Осуществляет индивидуальную проверку.
Осуществляет фронтальную проверку. Выделяет в каждом сочинении только положительные стороны
Выразительно читают стихотворение наизусть.
Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.
Представляют свое сочинение. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль Владеют навыками выразительного чтения стихотворения, самоконтроля и взаимоконтроля.
Владеют навыками составления небольших текстов на заданную тему, придерживаясь основной мысли, логики изложения, самоконтроля и взаимоконтроля
II. Речевая разминка Организует подготовку к восприятию темы урока.
– О каком времени года мы будем говорить, вы узнаете, прочитав строки стихотворения:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна. Внимательно слушают. Принимают
и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на вопросы учителя. Действуют
Продолжение табл.
1 2 3 4
– Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая голос.
– А теперь наоборот – громкий голос постепенно затихает.
– В заключение прочтите выразительно Выполняют задания согласно рекомендациям учителя учителя согласно инструкции.
Владеют навыками выразительного чтения стихотво-ренияIII. Постановка учебной задачи – Познакомьтесь с темой урока. Сегодня будем учиться анализировать текст, определять чувства литературного героя, выражать свое отношение к прочитанному
Внимательно слушают Осознают и принимают учебную задачу
IV. Изучение нового материала.
1. Биография А. А. Фета.
– Я познакомлю вас с еще одним замечательным русским поэтом, который необыкновенно красиво писал о русской природе. Это Афанасий Афанасьевич Фет. Он родился более 190 лет тому назад в Орловской губернии в семье помещика Афанасия Шеншина. Фамилия матери Фет стала литературным именем поэта. В детстве он вместе с деревенскими детьми бегал по лесу, ездил верхом, лазил по деревьям. Уже в то время он увлекался стихами, особенно поэзией А. С. Пушкина. Окончив Московский университет, Фет поступил на военную службу. После отставки вернулся в родовое поместье и до конца жизни писал стихи. Специально для детей Фет не писал, но его поэзия понятна всем. Строки стихотворений так мелодичны, что ко многим из них написана музыка. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия.
2. Слушание романса «Ель рукавом мне тропинку завесила…». – Какие чувства у вас возникли при прослушивании этого романса?
– Какую картину вы увидели?
Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.
3. Подготовка к восприятию текста. – Работая над стихотворением Ф. И. Тютчева, мы говорили об осени, когда «буйные ветры» срывают листочки с деревьев. Что происходит в природе потом?
(Можно показать слайды с пейзажами зимы.)
– Что вы чувствовали, когда после дождливой, грязной осени вы видели первый снег? Описывают свои ощущения. Продолжение табл.
1 2 3 4
4. Работа над стихотворением А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…». – Сегодня вы познакомитесь со стихотворением А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» и узнаете, какие чувства испытал он, когда в детстве увидел первый выпавший снег. (Показ иллюстраций к тексту.) Внимательно слушают.
1) Прослушивание образца – чтения учителем. Слушают чтение, отмечая непонятные слова. 2) Анализ стихотворения.
– Понравилось вам стихотворение?
– Какие чувства у вас возникли?
– От чьего имени написано это стихотворение?
– Что удивило ребенка, когда он выглянул в окошко?
– Какое слово вам показалось непонятным?
– Найдите это слово в словаре и прочтите его значение.
– Как понимаете выражение все убрал кусты?
– Найдите в тексте восклицательные предложения, прочтите их с выражением.
– Что хотел сказать автор, выделив эти слова?
– С какой интонацией надо читать вопросительное предложение?
– У автора нет названия этого стихотворения. А как бы вы его назвали?
Стараются уловить настроение, делятся впечатлениями.
– Тороватый – щедрый, не скупой.
– Украсил, нарядил.
– Передать чувство восторга, радости, желание поделиться этим с окружающими.
– Неуверенно, с ожиданием получить положительный ответ.
Совместно с соседом по столу обсуждают название стихотворения. Принимают и сохраняют учебную цель, анализируют, дают оценку событиям. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками выразительного чтения стихотворения.
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Понима-
Продолжение табл.
1 2 3 4
3) Подготовка к выразительному чтению. – Прочтите текст самостоятельно, «про себя».
– Отметьте места, где не надо делать паузы в конце строки.
– А где надо делать короткие паузы?
– Прочитайте стихотворение по парам, обращаясь друг к другу. Отмечают в учебниках.
– Где есть перечисление. ют на слух ответы учащихся. Строят понятные для собеседника высказывания. Рассматривают и описывают содержание картин
5. Работа над стихотворением А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…».
1) Первичное чтение стихотворения учащимися. – Прочтите стихотворение методом жужжащего чтения.
– Какой вы видите картину, описанную поэтом?
– Какими художественными средствами пользуется автор?
– Найдите в тексте слова, которыми описывает автор картину.
– Летний вечер, месяц, закат солнца, ржаное поле.
– Эпитеты, олицетворения.
Зачитывают после совместного обсуждения в парах. 2) Словесное рисование. – Какие слова непонятны? – Смежает – закрывает. 3) Выборочное чтение.
4) Словарная работа. 5) Рассматривание и описание картин. Прослу-шивание музыкального фрагмента. – Посмотрите на картины А. Саврасова и И. Шишкина «Рожь» и послушайте фрагмент произведения П. И. Чайковского «Август».
Прослушивают мелодию, рассматривают репродукции, делятся впечатлениями.
6) Выразительное чтение стихотворения – Что объединяет эти произведения и стихотворение А. Фета?
– Прочитайте стихотворение выразительно – Любовь к природе, родине Окончание табл.
1 2 3 4
V. Домашнее задание Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Фета (по выбору), подготовить выразительное чтение стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка…» Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимают и сохраняют учебную
задачу
VI. Рефлексия. Итог урока – Какой отзвук находят эти стихи в вашей душе?
– С чем вы познакомились впервые?
– Как передают настроение музыканты, художники и поэты?
– Что вам дал сегодняшний урок? Отвечайте по кругу, выбирая одно из написанных на доске предложений:
• Сегодня я узнал…
• Я научился…
• Я приобрел…
• Я почувствовал…
• Было интересно…
• Меня удивило…
• Я попробую… Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ Владеют навыками самоанализа