Урок по литературному чтению по теме Выразительное чтение и анализ стихотворения С. А. Есенина “ Ночь”.

Урок чтения в четвёртом классе

Тема: Выразительное чтение и анализ стихотворения С. А. Есенина “ Ночь”.

Цели:
1) Познакомить детей с краткой биографией и стихами С.А. Есенина.
2) Дать понятие метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства.
3) Совершенствовать умение читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях.
4) Формировать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения стихов.
5)Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование. Портрет С. А. Есенина, магнитофон, Чайковский ”Февраль” (из цикла “Времена года”).

Ход урока

1. Организационный момент Одна минута
Без проверки домашнего задания.
2. Постановка цели урока Пять минут
Учитель: Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского поэта. (Учитель читает, выделяя голосом созвучия с фамилией Есенина)

В этом имени –
слово “есень”.
Осень, «ясень”, осенний цвет
Что – то есть в нём
От русских песен –
Поднебесье, тихих веси,
сень берёзы
И синь – рассвет
Что – то есть в нём
И от весенней
Грусти, юности и чистоты...
- Услышали ли вы эту фамилию?
(Дети не смогли правильно назвать фамилию поэта).

Только скажут –
“Сергей Есенин”
Всей России встают черты.
Н.Браун

Учитель: Какой приём использовал Николай Браун в своём стихотворении?
(Дети не смогли ответить).
Учитель: Звукозапись
Сегодня мы будем читать стихи замечательного русского поэта Сергея Есенина.
3.Изучение нового материала
а) Учитель: “Сергей Александрович Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Это удивительно красивые места. Если подняться на холм, тона многие километры вперёд видны деревни и сёла, луга и перелески, вьющаяся лентой река и небольшие озёра. Его детство прошло среди полей и степей. С ранних лет он полюбил свой край, неброскую русскую природу. Сергей Есенин закончил четыре класса в сельском училище, затем церковно – учительскую школу. Стихи начал писать очень рано, по его собственному признанию лет в восемь. Эти стихи в большинстве своём не дошли до нас. А первое стихотворение, Появившееся в печати, было написано им в восемнадцать лет”.
б) Чтение стихотворения Три минуты
“Ночь” учителем
(в учебнике)
4.Проверка первичного восприятия
Учитель: “Понравилось ли Четыре минуты
вам стихотворение? ”
Дети: “Да”
Учитель: “Какое состояние природы описывает автор?”
Дети: “Тихое, спокойное, сонное.”
5.Постановка учебной задачи Две минуты
Учитель: “Сегодня на уроке мы будем учиться читать выразительно это стихотворение. А что значит – читать выразительно?”
Дети: “Читать плавно, обращать внимание на знаки препинания, соблюдать паузы.”
Учитель: “Что нужно выразить в чтение? Чтобы понять это давайте перечитаем стихотворение и поговорим о нём.”
6.Вторичное восприятие Четыре минуты
текста.
(Чтение детьми стихотворения друг другу)


Физкультминутка Одна минута

7.Анализ текста Шестнадцать минут
Учитель: “Прочитайте первое четверостишие. В каком темпе нужно читать эти строчки, быстро или медленно?”
Дети: “Читать нужно медленно, тихо” (Дети зачитывают)
“Нельзя громко потому, что ночью все спят”.
Учитель: “Как вы думаете, почему трижды употребляются слова с частицей “не”? Что подчёркивает поэт, употребляя их? ”
(Дети не смогли правильно
ответить).
Учитель: “Перечитайте эти слова”
(Дети зачитывают)
Учитель: “Ночью всё постепенно затихает. Поэтому, описывая ночь, поэт обращает внимание не только на те звуки, которые слышны ночной порой, но и на то, что птицы уже не поют. Ночь начинается с того, что уходит день”.
(Дети читают выразительно
первую строфу).
Учитель: “Прочитайте второе четверостишие. Сравните два варианта чтения первой строчки”.
Ночь. / Вокруг тишина
Ночь. Вокруг тишина
Учитель: “Во втором случае пауза после слова “ночь” сокращается.
Какой вариант более выразителен и почему?”
Дети: “Выразительнее первый вариант чтения. Пауза нужна, чтобы прислушаться, услышать тишину ночи”.
Учитель: “Прочитайте про себя второе четверостишие, обратите внимание на знаки препинания. Как читать это четверостишие – быстрее, чем первое или медленнее? ”
Дети: “Читать следует медленнее”
Учитель: “Правильно. Ведь ночь наступает и всё замирает. Чтение становится всё более плавным. В первой строчке пауза посередине. Затем предложение равно строке. Следующее предложение охватывает уже две строки”.
(Выразительное чтение двух
первых строф)
Учитель: “Прочитайте третье четверостишие. Какое слово повторяется несколько раз?”
(Дети называют) (серебрит)
Учитель: “Почему три раза повторяется одно слово?”
(“Своим блеском луна всё вокруг серебрит”)
(Детям тяжело ответить)
Учитель: “Ночью природа теряет многоцветие. В лунном свете всё приобретает один оттенок – серебряный, поэтому слово “серебрит” повторяется трижды. Оно подчёркивает ни с чем не сравнимую красоту ночи”.
“Прочитайте выразительно три первые строфы, постарайтесь передать восхищение красотой ночи”.
(Дети читают выразительно)
Учитель: “Прочитайте заключительное четверостишие. Сравните четвёртую и вторую строфы. Что в них общего и чем они отличаются? Если они так похожи, может быть, их можно поменять местами?”
Дети: “Они отличаются лишь одной строчкой, но поменять местами их нельзя, тогда нарушается развитие мысли в стихотворении. Во втором четверостишие ещё не вся природа заснула, ещё не спит ручей. В последнем – “Природа вся спит”. В стихотворении показано, как постепенно замирает природа, как наступает ночь”.
8.Обобщение Четыре минуты
“Как же с помощью громкости голоса, темпа чтения передать постепенное наступление ночи?”
Дети: “Читать следует всё медленнее и тише”.
Учитель: “Чьи чувства вы будите передавать в чтение?”
(Ответы детей разделились)
Учитель: “Кто увидел и описал ночь?”
Дети: “Сергей Есенин”
Учитель: “Есенин увидел ночь такой, он любуется ночной природой, прислушивается к новым звукам. Значит, нужно передать чувства автора”.
Учитель: “Какие цвета увидел поэт ночью в окружающих предметах?”
Дети: “Серебренный”
Учитель: “Что это за свет такой, объясните мне?”
(Детям тяжело ответить)
Учитель: “Как у “себре”, блестящий”.
Учитель: “В своём стихотворении Сергей Есенин использует метафору. Что такое метафора?”
(Дети забыли)
Учитель: “Это такой приём, когда переносят свойства одного предмета на другой по сходству. Например, если бы поэт сказал: блестит, как серебро, это было бы сравнение, блестит серебром – это уже метафора ”.

Домашнее задание

Прочитайте дома своим родителям это стихотворение.
Выучите наизусть.


Самоанализ урока чтения в четвёртом классе

Тема. Выразительное чтение и анализ стихотворения С. А. Есенина “Ночь”.
Работа над образными средствами языка является одним из важнейших условий раскрытия эмоционально – образного содержания лирического стихотворения.
К данному уроку были поставлены пять основных целей.
1) Познакомить детей с краткой биографией и стихами С. А. Есенина.
2) Дать понятие метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства. (сравнение)
3) Совершенствовать умение читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях.
4) Развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения стихов одного автора.
5) Воспитывать любовь к родной природе.
Для достижения данных целей на каждом этапе были реализованы следующие задачи:
а. Знакомство с биографией С. А. Есенина
б. Умение находить в тексте образные языковые средства
в. Умение анализировать стихи родного автора
г. Выразительное чтение стихотворения
Реализацию первой задачи можно увидеть перед изучением нового произведения.
Я знакомлю учащихся с биографией С. А. Есенина.
Самой сложной задачей в реализации, является умение детей находить в тексте образные языковые средства.
Реализацию третьей задачи видно при анализе стихотворения С. А. Есенина “Ночь”.
Учащиеся определяют тему, главную мысль в произведении.
В процессе анализа выясняется, как с помощью каких изобразительных средств Есенин описал то или иное событие, какими словами выразил свои чувства.
Работа по достижению последней задачи идёт на протяжении всего урока в целом.







Результативность чтения стихотворения

Из двенадцати учащихся на уроке читали восемь учащихся.
1.Выразительное, осознанное
чтение стихотворения, шесть учащихся
без речевых ошибок. 75%

2. Выразительное, осознанное два ученика
чтение стихотворения, 25%
с одной – двумя речевыми
ошибками.

Все задачи, поставленные на данном уроке, выполнены.
Целей урок достиг.