Сценарий литературной гостиной Александр Сергеевич Пушкин в поэзии и любви


Сценарий литературной гостиной
Александр Сергеевич Пушкин в поэзии и любви.
(Составила Чаша Галина Анатольевна)
Медленно под музыку Глинки «Разлука» выходят все участники с зажжёнными свечами, ставят их на столе и сцене , рассаживаются.
1-й ведущий
Он пел любовь , но голос был печален,
Увы, в любви он знал одну лишь боль.
Эти строки В.А. Жуковского пришли в голову Пушкина еще в лицейские годы и сопровождали его всю жизнь, наполняясь новым смыслом . Он был не хозяином любви, а её жертвой, мучеником . Его сердце не отзывалось ни на что, кроме красоты в любом ее виде: красоты природы, красоты искусства, живой женской красоты. Женщины, которым он подарил свою душу, оставили ему взамен лишь печаль.
2-й ведущий
Первую истинно поэтическую любовь возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей его, фрейлина Катерина Павловна Бакунина. С пламенным чувством описал поэт ее прелести в стихотворении 1815 года «К живописцу»
1-й чтец ( Стихотворение «К живописцу»)
Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;
Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты.
Вкруг тонкого Гебеи стана
Венерин пояс повяжи,
Сокрытый прелестью АльбанаМою царицу окружи.
Прозрачны волны покрывала
Накинь на трепетную грудь,
Чтоб и под ним она дышала,
Хотела тайно воздохнуть.
Представь мечту любви стыдливой,
И той, которою дышу,
Рукой любовника счастливой
Внизу я имя подпишу.
1-й ведущий
29 ноября 1815 года Пушкин записал в дневнике:
« Я был счастлив , нет, несчастлив вчера. Утром , стоя под её окном , я томился ожиданием, я смотрел на заснеженную дорогу с невыразимым чувством. Её не было видно. Наконец, уже потеряв надежду , я неожиданно столкнулся с нею на лестнице. Сладкое мгновение…
Какой красивой она была , как шло ей чёрное платье, моей обожаемой Бакуниной. Я не видел ее целых восемнадцать часов. Что за мучение ! Но в течение пяти минут я был счастлив.»2-й ведущий
Он знает в любви только боль. Он любит её настолько, что теряет сознание от прикосновения её руки. Он ждёт и ждёт, стоя в снегу, чтобы увидеть тонкий силуэт в окне.
Но обворожительная Катерина Бакунина была равнодушна к своему юному поклоннику. Для курчавого пажа у неё были лишь лукавые улыбки.
1-й ведущий
В лицейские годы Пушкин создал целый «Бабушкин цикл» элегий, посланий, романов. И среди них- стихотворение «Певец», положенное на музыку многими композиторами.
2-й чтец
(Стихотворение А. С. Пушкина «Певец», 1816 год).
«Певец» Александр Пушкин
Слыхали ль вы за рощей глас ночнойПевца любви, певца своей печали?Когда поля в час утренний молчали,Свирели звук унылый и простойСлыхали ль вы?
Встречали ль вы в пустынной тьме леснойПевца любви, певца своей печали?Следы ли слез, улыбку ль замечали,Иль тихий взор, исполненный тоской,Встречали вы?
Вздохнули ль вы, внимая тихий гласПевца любви, певца своей печали?Когда в лесах вы юношу видали,Встречая взор его потухших глаз,Вздохнули ль вы?
Звучит вальс А. С. Грибоедова
(В исполнении ученицы музыкальной школы).
2-й ведущий
В 1818 году вновь посетив Царское Село, Пушкин напишет:
И для меня воскресла радость,
И душу взволновали вновь
Моя потерянная младость,
Тоски мучительная сладость,
И сердца первая любовь.
1-й ведущий
До встречи с юной Марией Гаевской любовные приключения Пушкина были просто игрою чувств, трепетом сердца, жаждущего ощущений. Он много раз флиртовал, тихого не любя. Но было ли возможно противиться очарованию Марии. Впервые его глубоко, до боли, пронзила нежная грация. То, что они оказались рядом, было чистой случайностью. Пушкин ещё не знал, чем была эта случайность, познакомившая его с Марией: благословением или проклятием. Он путешествовал с семьёй генерала Гаевского по Кавказу и был влюблён во всю героическую и очаровательную семью.
Но Мария, Мария, с её смуглыми плечами и близорукими глазами. Дружба с нею мучила его. Она не избегала его, но и не искала встречи с ним. Объяснение состоялось накануне его отъезда в Кишинев.
Инсценировка.
На сцене скамейка, на ней сидит Мария, смотрит вдаль. Пушкин со стороны любуется его, затем сбегает вниз по лестнице, забыв шляпу и трость, и восклицает:
Пушкин: Мадемуазель!
(Мария повернула к нему голову и улыбнулась)
Я не могу уехать, не сказав Вам, как сильно…
Мария: Уехать?
Пушкин: Да, увы, мне пора подумать об отъезде. Канцелярию генерала Индова перевели в Кишинев. Должен встретиться с ним там через несколько дней. Но прежде я хочу, чтобы все знали: те три недели, которые я провел здесь, были самыми счастливыми в моей жизни. И я обязан этим только Вам.
(Садится рядом. Она не отстранилась, но напряглась). Мария: Ну же, Пушкин, Вы наверняка говори тоже самое моей сестре Екатерине, когда вчера гуляли с ней по парку.
Пушкин(сердито): Конечно же, нет. Вы знаете, что Екатерина Николаевна даёт мне уроки английского.
Мария: Уроки английский, в десять часов вечера под луной, как вчера, у моря?
Пушкин: Почему бы нет?
Мария: Господи, ну а что же Вы делали роно утром под окном моей сестрицы Елены?
Пушкин: Подбираю отрывки бумаги. Она переводит Байрона и Вальтера Скотта на французский, но рвёт в свои переводы и выбрасывает их в окно. Это просто стыд, я считаю, что её переводы точны и полны поэзий.
Мария: Боже мой, я и не знала, что Вы такой прилежный ученик. С Катей это уроки, с Леночкой -переводы.
Пушкин: (прервал её, впервые назвав по имени):
Перестаньте шутить, Мария Вам хорошо известно, что Вы -единственная.
(Взяв её маленькую руку, которую она попыталась выдернуть, и поднёс её к губам).
Другие ничего не значат, никогда ничего не значили. Ах, Мария, если бы Вы…
Мария (тихо и торопливо, высвободив руку):
Почему Вам захотелось испортить нашу дружбу? Вы не любите и никогда не полюбите никогда, кроме своей музы. Я восхищаюсь Вашими стихами, Вам это известно, и я люблю Вас, как люблю своих братьев. Но я… я мечтаю об иной судьбе.
(Встала, прикоснулась ко лбу Пушкина губами и ушла. Пушкин остался, уронил голову и зарыдал).1-й ведущий
Итак , единственная женщина, которая не сделала ничего, чтобы заставить себя любить, и которую просто нельзя было не обожать, не захотела выслушать слова любви, которые рвались с его губ…
Он уронил голову и зарыдал от унижения, гнева и любви. Когда он поднялся со скамейки, у него было готово решение: он уедет немедля, он убежит от этого слишком красивого и слишком солнечного места. Поскольку он не мог посвятить свою жизнь любви, он посвятил её славе и приключениям.
3-й чтец
Тебе- то голос музы тёмной
Коснётся ль уха твоего?
Поймёшь ли ты душою скромной
Стремленье сердца моего?
Иль посвящение поэта,
Как некогда его любовь, перед тобою без ответа
Пройдёт, не признанная вновь?
2-й ведущий
После южной ссылки наступило новое заточение поэта, теперь в родовое имение, в Михайловское, может быть навсегда. Но Пушкин уводит с собой не только память об обидах Воронцова и тяжких испытаниях, но и память о любимой и навсегда потерянной Елизавете Воронцовой. Об этом рассказывает стихотворение 1825 года «Сожжённое письмо».
4-й чтец
(Стихотворение А. С. Пушкина «Сожжённое письмо», 1825 года).
«Сожженное письмо» Александр Пушкин
Прощай, письмо любви! прощай: она велела…Как долго медлил я! как долго не хотелаРука предать огню все радости мои!..Но полно, час настал. Гори, письмо любви.Готов я; ничему душа моя не внемлет.Уж пламя жадное листы твои приемлет…Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым,Виясь, теряется с молением моим.Уж перстня верного утратя впечатленье,Растопленный сургуч кипит… О провиденье!Свершилось! Темные свернулися листы;На легком пепле их заветные чертыБелеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,Отрада бедная в судьбе моей унылой,Останься век со мной на горестной груди…
1-й ведущий
Перед разлукой с Пушкиным Елизавета Воронцова подарила поэтому перстень- талисман. В дни печального одиночества в Михайловском Пушкин создаёт стихотворение, которое и по сей день волнует пронзительностью каждого слова и тайной посвящения своего.
5-й чтец
(Стихотворение А. С. Пушкина «храни меня, мой талисман…», 1825 года).
«Храни меня, мой талисман…» Александр Пушкин
Храни меня, мой талисман,Храни меня во дни гоненья,Во дни раскаянья, волненья:Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океанВокруг меня валы ревучи,Когда грозою грянут тучи —Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,На лоне скучного покоя,В тревоге пламенного бояХрани меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,Души волшебное светило…Оно сокрылось, изменило…Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ранНе растравит воспоминанье.Прощай, надежда; спи, желанье;Храни меня, мой талисман.
2-й ведущий
В старых рощах Михайловского парка встретил Пушкин Анну Керн… И до сих пор каждому, кто приходит в аллею Керн, слышится в духовенье, ветра, в шелесте листвы…
Звучит романс М. И. Глинки
«Я помню чудное мгновенье…»
(соло или дуэт)
1-й ведущий
Одно из стихотворений этого периода посвящено Александре Ивановне Осиповой, одной из милых обитательниц Тригорского , и называется оно «Признание».
6-й чтец
(Стихотворение А. С. Пушкина «Признание», 1826 год).
2-й ведущий
В Михайловском уединении написаны строфы о неожиданно проснувшемся глубоком чувстве любимой героин Пушкина- Татьяны Лариной. Вместе с Татьяной поэт страдает и любит.
Инсценировка.
(Стихотворение с няней, письмо Татьяны к Онегину из « Евгения Онегина»2-й ведущий
После расправы над декабристами царь освободил Пушкина из Михайловского заточения, мечтая сделать придворным поэтом. Пушкину тяжело было видеть, что декабристы отвергнуты даже своими семьями. И вот встреча, которая снова перевернула жизнь поэта. В салоне Зинаида Волконской он увидел Марию… Марию Гаевскую или, скорее, Марию Волконскую. При её появлении шёпот любопытства и восхищения прошёл по комнате. Женщины шептались за своими веерами, наклонив головы; мужчины уступали ей дорогу. Эта хрупкая молодая женщина следовала за мужем на двадцать лет старше себя в холодную сибирскую тундру, заявляя: «Мой долг- быть с ним».
Александр не мог оторвать глаз от Марии. Как хорошо понимал он теперь пророческие слова, произнесенные в час прощания у потемневшего моря: «Но для себя я мечтаю о другой судьбе». Её поступок, он знал, был жестом чистой преданности.
Наконец он нашёл в себе храбрости приблизиться.
Инсценировка.
Мария Волконская сидит одна в комнате. Доносятся звуки музыки. Подходит Пушкин, берет её слабую руку, касается губами.
Мария: О, это вы, Александр? Господи, как вы возмужали.
Пушкин: А вы, вы всё та же, Мария, только ещё более прекрасная и- как бы это сказать- совершенно необыкновенная. (Наклоняется и шепчет). Я понимаю теперь, почему эти господа не позволили мне присоединиться к своему «Тайному обществу», я был недостоин этой чести. (Мария покачала головой). Да, я думаю так.
Мария: Попросите их сыграть еще раз! (Звучит вальс А. С. Грибоедова). Музыка… может быть, я никогда больше не услышу её снова! (Пушкин схватил её маленькую тёплую руку).
Пушкин: Мария, послушайте меня… Я хочу написать книгу о Пугачёве. Я должен поехать в те места, за Урал, и я приеду и попрошу вас приготовить меня в Нерчинских Шахтах-можно?
2-й ведущий
В ту же ночь двадцатилетняя Мария Волконская отравилась к мужу в Сибирь. Пушкин хотел передать ей своё «Послание к узникам», но не успел и сделал это через жену Муравьева.
1-й ведущий
«Свободный ум» поэта Пушкина не щадил ни «Царей земных», ни «Царей небесных». Но было божество, которому Пушкин поклонялся.
7-й чтец
(Стихотворение А. С. Пушкина «Мадонна», 1830 год).
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
1830
1-й ведущий
Эти строки посвящены Наталье Николаевне Гончаровой, будущей жене поэта. Своё первое предложение Пушкин сделал почти на следующий день после бала, на котором он впервые увидел Наталью в бальном платье, с обнажёнными плечами, с золотой диадемой на черных волосах. Получив уклончивый ответ, Пушкин не мог более оставаться в Москве. Сначала он едет на Кавказ, а потом мечтает посетить Европу.
8-й чтец
(Стихотворение А. С. Пушкина «Поедем, я готов; куда бы вы, друзья…», 1829 год).
Поедем, я готов; куда бы вы, друзья,Куда б ни вздумали, готов за вами яПовсюду следовать, надменной убегая:К подножию ль стены далекого Китая,В кипящий ли Париж, туда ли наконец,Где Тасса не поет уже ночной гребец,Где древних городов под пеплом дремлют мощи,Где кипарисные благоухают рощи,Повсюду я готов. Поедем... но, друзья,Скажите: в странствиях умрет ли страсть моя?Забуду ль гордую, мучительную деву,Или к ее ногам, ее младому гневу,Как дань привычную, любовь я принесу?
1-ый ведущий
Чарующие образы знакомых женщин исчезли, померкли перед его Мадонной, несравненной красотой, которой он любовался как произведение искусства. Самые возвышенные сравнения-цветок, птица, звезда- гасли на губах перед таким живым совершенством. Пушкин сделал прекрасный выбор: Наталья была самой красивой женщиной в России. Но выбор был таким фатальным: царь всея, Руси был влюблён в неё, а также и молодой блондин, офицер гвардии Жорж Дантес, который женился на сестре Натальи только ради того, чтобы быть рядом с последней.
9-й чтец
(Стихотворение А. С. Пушкина «Элегия», 1830 год).
«Элегия (Безумных лет угасшее веселье)» Александр Пушкин
Безумных лет угасшее весельеМне тяжело, как смутное похмелье.Но, как вино — печаль минувших днейВ моей душе чем старе, тем сильней.Мой путь уныл. Сулит мне труд и гореГрядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;И ведаю, мне будут наслажденьяМеж горестей, забот и треволненья:Порой опять гармонией упьюсь,Над вымыслом слезами обольюсь,И может быть — на мой закат печальныйБлеснёт любовь улыбкою прощальной.
2-й ведущий
Пушкин жил так же страстно, романтично, как писал, и погиб за любовь.
(За сценой звучит выстрел. Свечи гаснут, играет музыка Шопена). Лучше церковное исполнение «Отрывок из «80»».
10-й чтец
(Из «Евгения Онегина»).
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Ещё любить осуждена:
Всегда, везде одно мечтанье,
Одно привычное желанье,
Ни охлаждающая даль,
Ни долгие лета разлуки,
Ни музам данные часы,
Ни чужеземные красы,
Ни шум веселий, ни науки,
Души не изменили в нем,
Согретой девственным огнём.
11-й чтец ( В образе Пушкина)
Не весь истлею я: с очей потомства
Спадёт покров мгновенной слепоты-
И стихает гул вражды и вероломства.
Умолкнет злоба чёрной клеветы-
Забудут заблужденья человека;
Но вас помянут чистый глас певца,
И отзовутся на него сердца
И дев и юношей иного века.
11-й чтец( из стихотворения Ф. Тютчева)
Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему!...Назло людскому суесловью, Велик и свят был жребий твой!...Ты был богов орган живой,
Но с кровью в жилах… знойной кровью.
Вражду твою пусть тот рассудит,
Кто слышит пролитую кровь…
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!