Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной юбилею Р.Рождественского


Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной дню рождения Р.Рождественского
- 20 июня исполнилось 80 лет Роберту Рождественскому, яркому представителю поколения «шестидесятников», который считал себя продолжателем стиля Владимира Маяковского. Яркий и самобытный автор в наибольшей степени проявил себя в «эстрадной» поэзии. Как и его друзья и одновременно творческие единомышленники Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина, поэт учил страну любить, жить, не забывать прошлое и с оптимизмом смотреть в будущее.
Ведущий:Что бы рассказал нам поэт, если бы вдруг, волшебным образом оказался в 21 веке? Какие бы чувства родились в его душе, будь он свидетелем тех социальных потрясений, которые выпали на долю его народа? Думается, он по-прежнему верил бы в высокое предназначение Человека.
Видео 1 (встреча поэта со студентами)
На последних секундах видео на сцену выходит ученик (поэт), одетый так же, как и Рождественский на кадрах, садится за стол, напротив располагаются «студенты»
- Роберт Иванович, ваши строки стали крылатыми, песенными. В них не только история страны, в них и ваша биография.
- Почти вся моя биография (или почти вся) в стихах. Плохо ли, хорошо ли, но поэт всегда говорит в стихах о себе, о своих мыслях, о своих чувствах. Даже когда он пишет о космосе.
- Вы родились в 1932 году в селе Косиха, Алтайского края. Это в Сибири, довольно близко от Барнаула.
- Да. Мать у меня — врач, отец — военный. Мы переехали в Омск — большой город на берегу Иртыша. С этим городом связаны мои самые первые детские впечатления. Их довольно много. Но самое большое — война. Я уже кончил первый класс школы и в июне сорок первого жил в пионерском лагере под Омском.Отец и мать ушли на фронт. Даже профессиональные военные были убеждены, что "это" скоро кончится. А что касается нас, мальчишек, так мы были просто в этом уверены. Во всяком случае, я написал тогда стихи, в которых, — помню, — последними словами ругал фашистов и давал самую торжественную клятву поскорее вырасти.
- Это было стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход…» , напечатанное в «Омской правде» 8 июля 1941 г.
- Да. Стихи были неожиданно напечатаны в областной газете (их туда отвез наш воспитатель). Свой первый гонорар (что-то около тринадцати рублей) я торжественно принес первого сентября в школу и отдал в фонд Обороны. (Наверное, это тоже повлияло на благоприятный исход войны).
- Детство и война – одна из сильнейших тем вашего творчества…
- Война и росла вместе с нами. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепешках из жмыха, в цветочных клумбах на площади, раскопанных под картошку. А потом — уже в конце — она была еще и в детских домах, где тысячи таких, как я, ждали возвращения родителей.
Чтение стихотворения
Концерт

Сорок трудный год.
Омский госпиталь…
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи!
До чего же артисты
маленькие…»
Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
с балалайками,
с мандолинами
и большими пачками книг.
Что в программе?
В программе – чтение,
пара песен
военных, правильных…
Мы в палату тяжелораненых
входим с трепетом и почтением.
Двое здесь.
Майор артиллерии
с ампутированной ногой,
в сумасшедшем бою
под Ельней
на себя принявший огонь.
На пришельцев глядит он весело…
И другой –
до бровей забинтован, -
капитан,
таранивший «мессера»
три недели назад
над Ростовом.
Мы вошли.
Мы стоим в молчании.
Вдруг
срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно
объявляет начало концерта.
А за ним,
не вполне совершенно,
но вовсю запевале внимая,
о народной поём,
о священной
так,
как мы её понимаем.
В ней Чапаев сражается заново,
краснозвёздные мчатся танки.
В ней шагают наши
в атаки,
а фашисты падают замертво.
В ней чужое железо плавится,
в ней и смерть отступать должна.
Если честно признаться,
нравится
нам
такая война!
Мы поём.
Только голос лётчика
раздаётся.
А в нём – укор:
- Погодите…
Постойте, хлопчики…
Погодите…
Умер
майор… -
Балалайка всплеснула горестно.
Торопливо,
будто в бреду…
…Вот и всё
о концерте в госпитале
в том году.

- После первого литературного опыта, наверняка, были предприняты новые попытки. В Вас сразу увидели талант поэта?
- Стихи писал все это время. Никуда не посылал. Боялся. Но тем не менее, читал их на школьных вечерах к умилению преподавателей литературы. Узнал, что в Москве существует Литературный институт, мечтал о нем, выучил наизусть правила приема. После школы собрал документы, пачку стихов и отослал все это в Москву. Отказали. Причина: "творческая несостоятельность".(Между прочим, правильно сделали. Недавно я смог посмотреть эти стихи в архивах Литинститута. Ужас! Тихий ужас!) Со второй попытки в Литературный институт я поступил. И пять лет проучился в нем.
Решил махнуть рукой на поэзию. Поступил учиться в университет города Петрозаводска. Почти с головой ушел в спорт. "Достукался" по первых разрядов по волейболу и баскетболу. Ездил на всяческие соревнования, полностью ощутил азарт и накал спортивной борьбы. Это мне нравилось. И казалось, что все идет прекрасно, но... Махнуть рукой на стихи не удалось. Наверное, это и есть любовь.
Видео 2 (жизнь и творчество поэта0
- Ваша поэзия разнопланова. Это и стихи о любви, о войне, Родине.
- В моей жизни было очень много поездок. Так, например, мне посчастливилось побывать на Северном полюсе, на одной из наших дрейфующих станций. 
- Однако среди прочего вы много уделяете внимания прозе наших будней. Вас неоднократно обвиняли в нежелании писать о высоких идеалах, в излишней публицистичности вы продолжали творить поэзию, в которой писал о современности и окружающих людях: программистах, врачах, шоферах…
- С какими парнями я познакомился там! Без всякого преувеличения — первоклассные ребята! В основном — молодые, умные, очень веселые. Работа зимовщиков трудна и опасна, а эти — после работы вваливались в палатки и оттуда еще долго шел такой громыхающий смех, что случайные белые медведи, которые подходили к лагерю, — безусловно шарахались в сторону. Это и есть проза жизни. Проза, которая сродни поэзии.
Аплодисменты
- Кстати, какой-то остряк-летчик привез из Москвы номера, которые вешаются на домах в столице. Потом авиационный штурман с помощью каких-то хитрых приборов точно определял, какая сторона улицы является четной, а какая — нечетной. Номера были торжественно прибиты к домикам и на каждом из них мы написали название улицы: "Дрейфующий проспект". Так я и назвал одну из своих книжек. Их у меня вышло десять, начиная с 1955 года. Я писал стихи и поэмы. Одна из поэм "Реквием" — особенно дорога мне. 
- Военная тема характерна для вашей песенной лирики. Все помнят песню «За того парня», которая украсила картину «В бой идут одни «старики». Ее исполняли Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко и многие другие артисты эстрады.
- Дело в том, что на моем письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Я не помню, как эти ребята выглядели в жизни. Сейчас я уже старше любого из них. Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть. 
Песня на стихи Рождественского «За того парня»
- Но военной тематикой ваше творческое содружество с композиторами не ограничивалось. Всем мы помним «Эхо любви», исполненное Анной Герман, «Позвони мне, позвони», спетую Ириной Муравьевой. «Мгновения» из «17 мгновений весны», «Погоня», «Товарищ Песня», оптимистичный призыв «Не надо печалиться» – эти хиты широко известны.
- Мне посчастливилось оказаться в творческом тандеме со многими замечательными композиторами. Это Арно Бабаджанян, Александр Флярковский (с ним у нас родилась первая песня), Марк Фрадкин, Давид Тухманов, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев,Александра Пахмутова,  Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Раймонд Паулс, Евгений Мартынов, И если песни поют, значит что-то получилось. А еще очень хочу написать настоящие стихи. Главные. Те, о которых думаю все время. Я постараюсь их написать. Если не смогу, — будет очень обидно. 
Песня на стихи Рождественского «Эхо»
«Студенты» читают стихотворение
Человеку надо мало...
Человеку надо мало:чтоб искали находил.Чтоб имелись для началаДруг -одини враг -один...Человеку надо мало:чтоб тропинка вдаль вела.Чтоб жила на светемама.Сколько нужно ей -жила..
Человеку надо мало:после грома -тишину.Голубой клочок тумана.Жизнь -одну.И смерть -одну.Утром свежую газету -с Человечеством родство.И всего одну планету:Землю!Только и всего.И -межзвездную дорогуда мечту о скоростях.Это, в сущности,-немного.Это, в общем-то,- пустяк.Невеликая награда.Невысокий пьедестал.Человекумалонадо.Лишь бы дома кто-тождал.
- Гражданская позиция р. Рождественского не только в его стихах. Она – вся его жизнь.
- С 1986 года — он председатель Комиссии по литературному наследию Осипа Мандельштама, принимал непосредственное участие в деле о реабилитации О. Э. Мандельштама.
- Рождественский возглавил Комиссию по литературному наследию Марины Цветаевой, добился открытия Дома-музея Цветаевой в Москве.
- Кроме того, он председатель Комиссии по литературному наследию Владимира Высоцкого, составитель первой изданной в СССР книги стихов Высоцкого «Нерв» (1981 г.)
- В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.
Участники диалога встают и подходят к краю сцены.
- Друзья, невозможно молчать, если душа поет. Вместе с Поэтом давайте обнимем мир нашей любовью.
Зрителям раздают тексты песни на слова Р.Рождественского «Ноктюрн». Все вместе поют.
Между мною и тобою — гул небытия,
звездные моря,
тайные моря.
Как тебе сейчас живется, вешняя моя,
нежная моя,
странная моя?
Если хочешь, если можешь — вспомни обо мне,
вспомни обо мне,
вспомни обо мне.
Хоть случайно, хоть однажды вспомни обо мне,
долгая любовь моя.
А между мною и тобой — века,
мгновенья и года,
сны и облака.
Я им и тебе сейчас лететь велю.
Ведь я тебя еще сильней люблю.
Как тебе сейчас живется, вешняя моя,
нежная моя,
странная моя?
Я тебе желаю счастья, добрая моя,
долгая любовь моя!
Я к тебе приду на помощь,— только позови,
просто позови,
тихо позови.
Пусть с тобой все время будет свет моей любви,
зов моей любви,
боль моей любви!
Только ты останься прежней — трепетно живи,
солнечно живи,
радостно живи!
Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи,
счастливо живи всегда.
А между мною и тобой — века,
мгновенья и года,
сны и облака.
Я им к тебе сейчас лететь велю.
Ведь я тебя еще сильней люблю.
Пусть с тобой все время будет свет моей любви,
зов моей любви,
боль моей любви!
Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи.
Счастливо живи всегда.