Внеклассное занятие по творчеству Марины Цветаевой «Моим стихам настанет свой черед»

Внеклассное занятие по творчеству Марины Цветаевой
«Моим стихам настанет свой черед»

Ведущий1 Марина Цветаева К сожалению, имя великой русской поэтессы стало известно широкому кругу читателей только в 21 веке. Долгое время ее стихи не печатали, не изучали в школьной программе, а о самой Цветаевой ходили слухи, и имя ее было окутано легендами. Между тем, Марина Цветаева оставила о себе все: стихи, прозу, автобиографию, фотографии, как бы говоря потомкам: вот какой была я, помните меня, знайте обо мне.
Наверное, нет ни одного человека, кто бы не знал песню из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» «Мне нравится, что вы больны не мной». Но мало кто знает, что эта песня обрела жизнь благодаря стихотворению Марины Цветаевой. Давайте с нее и начнем нашу литературно-музыкальную композицию «Моим стихам... настанет свой черед»
Ведущий 2 120 лет тому назад в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн, страстной музыкантши, родилась дочь Марина.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Страсть к стихам Марина унаследовала от матери, страсть к работе – от обоих родителей. Стихи начала писать очень рано. Причем, не только на русском, но на французском и немецком языках.
Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано»
Ведущий 1 Автору этого стихотворения Марине Цветаевой – двадцать лет. Удивительно, как тогда юная Цветаева смогла предсказать судьбу своих стихов, «написанных так рано» И как смело заявляла она о своем поэтическом успехе:
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье.
Звучит стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины...»
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
Ведущий 2 Еще в гимназии Цветаева издает свою первую книгу «Вечерний альбом»- стихи 15-ти, 16-ти, 17-ти лет.
Искренние, непосредственные и чистые стихи юной Цветаевой понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Москве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.
Звучит стихотворение
Пусть я лишь стих в твоем альбоме, Едва поющий, как родник; (Ты стал мне лучшею из книг, А их не мало в старом доме!) Пусть я лишь стебель, в светлый миг Тобой, жалеющим, не смятый; (Ты для меня цветник богатый, Благоухающий цветник!) Пусть так. Но вот в полуистоме Ты над страничкою поник... Ты вспомнишь все... Ты сдержишь крик... Пусть я лишь стих в твоем альбоме!
Ведущий 1 Какой была Марина Цветаева?
Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы. Бледное лицо, глаза зеленые, цвета винограда.
Черты лица и его контуры были точными и четкими. Ее голос был высоким и звонким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?»
А вот характер Откуда такой характер, испепеляющий сердце жар? Не от бабушки ли?
Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: «В комнате висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом»
Вот как об этом говорит Марина в своем стихотворении «Бабушке»:
Звучит стихотворение «Бабушке» в исп. Татьяны Дорониной (видеозапись)
Продолговатый и строгий овал,
Черного платья раструбы
Юная бабушка! – Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли
По сторонам ледяного лица –
Локоны в виде спирали.
Темный, прямой
И взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен,
И ветер был свеж,
Темные звезды погасли.
- Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли?..
Ведущий 2 За сборником «Вечерний альбом» (1910) последовали еще два: «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг»(1913), изданные при содействии Сергея Эфрона.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу.
«Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».
Они обвенчались в январе 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.
Звучит стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо»
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности – жена,
Не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал
без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Ведущий 1 Еще в начале их совместной жизни Марина Цветаева сказала: «Только при нем я могу жить так, как живу: совершенно свободная» Всюду она возила с собой и хранила крохотную карточку в кожаной рамке, где он с саблей наголо стоит на горе с товарищем: пожелтевшую, стертую фотографию, на которой уже ничего не разобрать.
Звучит стихотворение «Писала я на аспидной доске»
Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблёклых, И на морском, и на речном песке, Коньками по льду и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим И, наконец, - чтоб было всем известно! - Что ты любим! любим! любим - любим! - Расписывалась - радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвёл В веках со мной! под пальцами моими! И как потом, склонивши лоб на стол, Крест-накрест перечёркивала имя:
Но ты, в руках продажного писца Зажатое! ты, что мне сердце жалишь! Непроданное мной! внутри кольца! Ты - уцелеешь на скрижалях.
Ведущий 2 Письмо Сергея Эфрона: «Маринушка, солнышко мое, здравствуй! Как ты там одна, без меня, как там наши дети? За три года разлук я устал. Мне нужны твои глаза: чистые, справедливые, восхищенные».
А как он был ей нужен!
В исполнении Ирины Дубцовой звучит песня «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес» (видеозапись)
Ведущий 1 Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца XIX – начала XX века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств и мыслей. Особенно трогательны строки, посвященные ее поэтическому кумиру – Александру Блоку.
Звучит стихотворение «Имя твое»
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое, - ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ведущий 2 Мы говорим о времени, когда Марина Цветаева была счастлива.. Все в жизни было – друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее – во внутреннем».
Звучит стихотворение «В огромном липовом саду»
В огромном липовом саду –
Невинном и старинном –
Я с мандолиною иду
В наряде очень длинном.
Вдыхая теплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины.
Пробором кудри разделив
Тугого шелка шорох,
Глубоко вырезанный лиф
И юбка в пышных сборах.
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук
На зелени так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы
Ведущий 1 Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
В фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» по произведению А.Н.Островского «Бесприданница» звучит романс на стихи Марины Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа». Почему режиссер обратился к стихам Цветаевой, чтобы передать характер героини, жившей в 60-х годах XIX века? Вот что об этом пишет сам Э.Рязанов: «Вначале я, обожающий старинные романсы, буквально начинил ими сценарий. Потом я понял, что вставленные мною романсы столь часто исполняются по радио и телевидению, что хоть они и не стали от этого хуже, в какой-то степени все же поднадоели. Тогда я принялся за штудирование русской женской поэзии Однако ни у одной из талантливых поэтесс XIX столетия я не смог отыскать, что хотел И тогда я прибег к помощи Марины Цветаевой».
Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс» (видеозапись)
Ведущий 2 Война и революция изменили жизнь Цветаевой. Живя в Москве без мужа, ничего о нем не зная, потеряв младшую дочь, она все же находила мужество писать. Ежедневно шла к письменному столу, как рабочий идет к станку.
В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.
Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи.
Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества.
Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворение «Тоска по родине»
Звучит стихотворение «Тоска по Родине»
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что мой,
Как госпиталь или казарма.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё равно, и всё едино.
Но если по дороге куст
Встает, особенно рябина ...
Ведущий 1 В 1939 году Марина Цветаева возвращается на Родину. Но она встречает ее неприветливо.
Цветаеву не покидает чувство, что ни она, ни ее талант здесь не нужны. Бытовая неустроенность: ей приходится снимать углы за большую цену. Союз писателей ничего не хочет для нее сделать. Да ее просто не признают за поэта. Ее стихи не нужны.
Надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа. Еще раньше арестована дочь Аля. Она тоже заплатит за то, что она дочь Цветаевой, жестоко заплатит - пятнадцатью годами репрессий.
Скоро все сознание заполонит война. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.
Звучит стихотворение «О черная гора»
О черная гора,
Затмившая весь свет!
Пора – пора – пора
Творцу вернуть билет. 
Отказываюсь – быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь жить.
С волками площадей 
Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть –
Вниз – по теченью спин.
 Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.
Ведущий 2 Под гнетом несчастий и тяжелых ударов судьбы, в одиночестве, в состоянии депрессии, Цветаева покончила с собой 31 августа 1941 года.
«А меня простите - не вынесла» – строчки из предсмертной записки, в которой Марина Цветаева прощается со всеми.
В записке сыну Цветаева-мать напишет: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але если увидишь что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».
Звучит песня в исполнении Аллы Пугачевой на стихи Марины Цветаевой
«Уж сколько их упало в эту бездну»(видеозапись)
Ведущий 1 В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] патриарх [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дал благословение на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Цветаевой. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В  день пятидесятилетия гибели поэта в 1991 году по благословению [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в храме Вознесения Господня была совершена панихида по рабе Божией Марине.
Говорят, когда  Алексий  II  дал согласие на отпевание Марины Ивановны, его спросили:
- Что позволило сделать исключение для Цветаевой?
- Любовь народная, ответил  Патриарх.
Звучит песня на стихи «В огромном городе моем ночь»
Ведущий 2 Нам жить в XXI веке! Давайте будем беречь своих поэтов! Истинный поэт – редкий гость на земле. Имя Марины Цветаевой пусть навсегда останется в вашей памяти, а ее стихи – в вашем сердце.

Заголовок 115