План-конспект урока по химии на тему Типы химических связей


План – конспект урока.
Предмет:Химия
Класс:8
Учебник: Тема урока:Виды химической связи
Тип урока:Урок изучения и закрепления нового материала
Цели урока:
- научить определять виды химической связи и составлять схемы образования ионной связи.
- продолжить формирование убежденности в познаваемости мира веществ и взаимосвязи противоположностей;
- продолжить развитие умений анализировать, систематизировать, делать выводы.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- продолжить развитие представлений о строении вещества; - продолжать формировать понятие о строении атома, понятия химическая связь; - обобщить знания о химической связи и ее видах; - способствовать развитию умений составлять электронные и структурные формулы соединений и объяснять механизм образования различных видов химической связи. - продолжить формирование интереса к изучению химии;
2. Развивающие:
- продолжить формирование умений и навыков работы с ПСХЭ Д.И.Менделеева;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, логического мышления, совершенствовать основные мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развивать познавательную активность учащихся к предмету через ИКТ, умения обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала
3. Воспитательные:
- способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей;
- продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях;
- прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
Основные понятия: Металлы; неметаллы; ионная связь; ион, катион, анион. Электронная формула, структурная формула.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
понятия «ион», «заряд иона», «ионная связь», Учащиеся должны уметь:
- составлять схемы образования ионной;
Форма учебной деятельности: фронтальная работа, работа в группе, индивидуальная, работа с алгоритмом, самостоятельная работа, тестирование.
Оборудование и реактивы:
- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
- мультимедиа проектор, презентация,
- алгоритм составления схемы видов химической связи,
- карточки с заданиями.
Структура урока:
1. Организационно-подготовительный этап.
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Самостоятельная работа
5. Рефлексия
6. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент
- Каково настроение на начало урока?
- Хочу, чтобы вы поприветствовали меня по - химически, т.е.: я называю каждому из вас химический элемент, а вы выходите к доске и записываете его символ. (Калий, барий, фосфор, сера, натрий, хлор, кислород, углерод, водород)
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.
2. Актуализация знаний
- Скажите, пожалуйста, чаще всего химические элементы существуют в каком виде?
- А если есть соединение, значит между атомами элементов в этом соединении существует какая-то связь. Существует?
Анализ эпиграфа урока, взаимосвязь с темой урока. (Слайд 1).
«Вопрос о природе химической связи – сердце всей химии» (Брайк Кроунфорд-мл.).
- «Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся знания о строение атома и рассмотрим химическую связь и ее типы (запись числа и темы в тетради, слайд 1) Сообщаю задачи нашего урока: (Слайд 2)
1) понятие химическая связь
изучить механизм образования ионной химической связи
•научиться составлять электронную формулу ионов;
актуализировать знания о различных видах химической связи
2) повторить схемы образования веществ с разным видом связи
3) продолжить формирование умения записывать их на примерах
4) сравнить разные виды связи,
закрепим полученные знания на практике
Работать сегодня будем по следующему плану (на доске):
3. Повторение и обобщение изученного материала.
Повторение основных понятий темы:
- Мы начинаем - по нашему плану – разминка, в ходе которой вспомним основные понятия и определения, которые необходимы для понимания темы. На слайдах будут появляться вопросы, на которые необходимо ответить, (Слайд 5)
– Атом, какого химического элемента имеет заряд ядра +11
– Записать схему электронного строения атома натрия
– Внешний слой завершен?
– Как добиться завершения заполнения электронного слоя?
– Атом, какого химического элемента имеет заряд ядра +17
– Записать схему электронного строения атома хлора
– Внешний слой завершен?
– Как добиться завершения заполнения электронного слоя?
3. Изучение нового материала
Подвожу итоги фронтального опроса.
Ионной, называется химическая связь, образующуюся между ионами.
Чисто ионной связью называется химически связанное состояние атомов, при котором устойчивое электронное окружение достигается путём полного перехода общей электронной плотности к атому более электроотрицательного. элемента.Ионы - это электрически заряженные частицы, образующиеся из нейтральных атомов или молекул путем отдачи или присоединени электронов.
При отдаче электронов образуется положительно заряженный ион-катион, при присоединении-отрицательный-анион.

2. Предлагаю учащимся объяснить алгоритм определения вида химической связи различных веществ. (Слайд6-10)
Типы химических связей
Вещества
Простые Сложные
металлы неметаллы неметаллы+ неметаллы металлы + неметаллы
металлическая ковалентная неполярная ковалентная
полярная ионная
Физкультминутка: «Химическая гимнастика» Учитель называет: 1. Химический элемент – вращение плечами назад, вещество - вращение плечами вперёд; кислород, озон, углерод, алмаз, кремний, горный хрусталь, сера, железо, магний, вода, мел, сахар. 13. Формулу простого вещества – поворот головы к правому плечу, формулу сложного вещества – поворот головы к левому плечу O3, CO2, N2, NH3, S8, FeS, P4, P2O5 4.Систематизация знаний: самостоятельная работа.
Для закрепления данного алгоритма, предлагаю сформировать 3 группы сменного состава. Каждой группе выдается памятка с программой деятельности по определению видов химической связи и каждому учащемуся персональная карточка определенного цвета с разными формулами веществ. В каждой группе есть консультант (из числа мотивированных учащихся).
Каждый ученик работает индивидуально, но в случае затруднения может обратиться за помощью к консультанту своей группы или учителю.
После выполнения задания, учащиеся собираются в группу с одинаковым цветом карточки (одинаковые формулы веществ). Организуют обсуждение результатов и подводятся итоги.
Один учащийся из группы рассказывает, как определить вид связи и записать схему образования для данного вида связи. Остальные выслушивают и записывают в свою тетрадь остальные виды связи.
5.Рефлексия.
Проведение самоконтроля.
игра «Крестики- нолики» .
6. Домашнее задание.
1. П. 12, упр. 3,
2. Задание по выбору : определить вид химической связи по формуле вещества: CaВг2; НСl; К; H2SO3; BaO;
SO2; LiNО3; S2; C2H2; Na; HCОOК.
7. Подведение итогов.
Сегодня вы работали индивидуально, в группе, все вместе, помогали друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь. Поэтому оценки сегодня у вас у всех хорошие.
А теперь закончим предложения и наш урок
Сегодня на уроке я узнал…
Вызвало затруднение…..
Было необычным ….
Теперь я могу …
Мне это пригодится….

Поиграйте в «крестики- нолики».
I вариантII вариант
NH3 Ca S MgCl2
H2O KCl O2
Na2O SO2 BaF2
Mg CuS H2S
KF Na2S BaO
Na3N CO2 PH3
3вариант4 вариант
Ca I2 H2O
O2 Cl2 HBr
CaCl2 CaO NaF
MgO NO2 CO2
Na2O O2 HCl
CuCl2 Br2 N2
5вариант6вариант
SCl2 H2 MgO
NaCl HF HBr
SO3 Cl2 NH3
Br2 O2 CO2
Na2O KI NaCl
N2 CaO H2O
7вариант8 вариант
NH3 Ca S MgCl2
H2O KCl O2
Na2O SO2 BaF2
Mg CuS H2S
KF Na2S BaO
Na3N CO2 PH3
Определите вид химической связи и составьте схему образования молекулы хлорида магния MgCl2

Определите вид химической связи и составьте схему образования молекулы бромида алюминия AIВr3

Определите вид химической связи и составьте схему образования молекулы оксида кальция CaО