Статья : Патриотическое воспитание как фактор формирования духовно- -нравственной личности младшего школьника


Статья на тему:
«Патриотическое воспитание как фактор формирования духовно-нравственной личности младшего школьника».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения; отсутствие целенаправленной комплексной молодежной, семейной, государственной политики в интересах детей.
Отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. В Европе, особенно небольших странах, боятся за судьбы наций в связи с экономическим объединением европейских государств. Стирание территориальных, валютных, экономических границ и барьеров может привести к растворению национальных культур в общеевропейской субкультуре. Подрастающее поколение слабо ориентируется не только в народных традициях, но и плохо знает историю своей страны. А молодежь, не усваивающая уроки прошлого, просто не в состоянии оценить в полной мере проблемы дня сегодняшнего, стоящие перед их страной, созидать ее будущее.
В России общая для человечества проблема обостряется ситуацией нестабильности, свойственной для эпохи переходного экономического времени. Многие россияне, ежедневно сталкиваясь с большим количеством разноплановых социально-экономических трудностей, просто потеряли веру в государство, его могущество, способность защитить каждого гражданина. Конфликты, возникающие зачастую на национальной почве, наличие «горячих точек», факты дедовщины в армии - все это сделало проблему патриотического воспитания россиян проблемой возрождения патриотизма у россиян.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева и др. Все они отмечали, как важно воспитывать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим мастерством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения советских педагогов (Н.С. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.). К этой проблеме обращались в педагогике и в последние десятилетия (Н.В. Ипполитова, Л.В. Кокуева, А.В. Вырщиков, Л.И. Мищенко, Г.Х. Валева). Целостное педагогическое осмысление приводит к необходимости действенных путей ориентации школы на гуманистическую и практическую сущность воспитания. Патриотическое воспитание призвано способствовать решению одной из острых проблем, с которой столкнулось наше общество на современном этапе развития - возрождению патриотизма как важнейшей духовно-исторической и социальной ценности, основы укрепления новой Российской государственности.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края, способного встать на защиту государственных интересов.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о патриотическом воспитании. Школьные музеи имеют большие потенциальные возможности формирования патриотических начал, духовной культуры у детей.
В современную эпоху значение патриотизма особенно возросло в связи с возникновением суверенных государств и необходимостью их защиты. Возрастание этого значения обусловливается также и тем, что в России стремительно развивается центробежный процесс, связанный с ростом российского национального самосознания, стремления к подлинному суверенитету и автономии в республиканских национальных образованиях. Рассматривая актуальные вопросы формирования личности, К.Д. Ушинский правильно указал на необходимость воспитания у школьников действенной любви к родному краю, к его природе. Формирование действенной любви к родному краю, к своему народу, Родине - повседневная забота школы. Каждый человек рождается в определённой среде, он биологически связан с матерью, которая по-своему стремится создать для него условия благополучия, спокойствия. Так в семье формируется основа патриотического воспитания. Жизнь ребенка в определённой мезосреде позволяет «впитывать» культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это - базовый компонент патриотического воспитания. Человек привязан к своей Родине, эта связь определяет его мировоззрение. «Корни художника,- писал М. Сарьян,- лежат глубоко в его земле, но крона его шелестит всему миру».
Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма. Чем больше человек узнает об окружающем мире, тем больше он должен знать о человеке. Духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями, которые являются основой его моральной культуры. Человек – высшая ценность и на него возложена величайшая ответственность за все то, что происходит. В юном сердце нужно пробудить восхищение нравственной красотой, удивление перед моральным подвигом, ненависть к врагам Родины. Ненависть к злу учит любить добро.
Патриотизм - категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. Индивид сознательный поступает «по знанию». Знанию того, что каждый человек должен иметь качество гордости за Родину, за ту часть земли, где он родился, понимать роль государства, принимать её историю, культуру, как своего, так и других народов, его населяющих, быть ответственным за судьбу Родины и своего народа. Как нравственное чувство истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие и провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь и т.д.