Конспект урока по изобразительному искусству Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета (2 класс)


Тема урока: Глухие и звонкие цвета
Цель урока: формирование у учащихся эмоционального и духовного опыта через собственное творчество и создание художественных образов посредством цвета.
Задачи урока:
Художественно-творческиепознакомить учащихся с особенностью «языка» цвета. Учить понимать этот «язык». В живописи цвет – есть средство выражения эмоционального состояния и тематического содержания (пейзаж);
продолжать формировать умение рассматривать репродукции с изображением пейзажа, слушать музыкальные произведения, стихи;
расширять кругозор детей;
совершенствовать специальные (универсальные) умения через практическую деятельность в процессе обучения;
формировать универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: темные и светлые; легкие и тяжелые; звонкие и глухие;
упражнять в приемах смешивания красок на палитре и сразу на бумаге;
формировать универсальные умения пользоваться модульными таблицами (цветовой круг, осветленные и затемненные цвета). Уметь «читать эти карты-опоры.
Развивающие
развивать эмоциональную сферу детей;
развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей природе. Формировать эстетические чувства
Воспитательные
воспитывать умение рисовать коллективно (парами), уметь договариваться и распределять между собой объем работы;
воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.

Этапы урока Ход урока
Орг. момент. Ребята, доброе утро. Какое время года сейчас за окном?
(Весна)
А какая особенность у весны?
(Ярче светит солнышко)
А что бы и у нас с вами в классе было светло и радостно мы с вами, для начала, улыбнёмся соседу справа, а теперь соседу слева! Замечательное дело!
Актуализация знаний Ребята, посмотрите на слайд. Что перед вами?
(Буквы)
А что обозначают эти буквы?
(Звонкие и глухие звуки)
Что вы о них знаете?
(Глухие звуки – это шумовые звуки, а звонкие с участием голоса).
Для чего нужны буквы и звуки?
(Для устной и письменной речи)
А с помощью чего говорит художник?
(С помощью цвета)
Постановка целей и задач урока А как вы думаете, как то о чём мы с вами говорим связано с изобразительным искусством? Предположите, подумайте.
(Наверное, цвета тоже бывают глухие и звонкие)
Да, действительно.
Сформулируйте тему нашего урока
(Звонкие и глухие цвета)
Какие задачи вы перед собой поставите?
(Узнать какие цвета являются звонкими, а какие глухими)Если ребята не называют задачи урока учительь помогает. А ещё, друзья,
вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы будете учиться рисовать весенние пейзажи.
Актуализация новых знаний Послушайте стихотворение
Погас последний солнца луч.Устало голову склонило Дневное жаркое светилоНа мягкий холм из рыжих туч.
И веки сонные сомкнуло,Накрылось тучею. Заснуло. Померкли краски, потемнели,Сквозь мрак мерцают еле-еле.
Зарницей розово-лиловой,Раздвинув мрак, пробился снова Последний луч. И утонулВ нагроможденье туч сливовых.Уснуло солнце, день уснул.
И вечер в черную вуальУбрал сиреневую даль.
Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше ГЛУХИХ или ЗВОНКИХ?
(Глухих)
Прочитайте самостоятельно стихотворение на слайде и подумайте: каких цветов в этом стихотворении больше звонких или глухих?
Голубым огнем, зеленымЗагорелись сосен кроны, Мир зарею обновленный,Встрепенулся, ожил вдруг.Алою зарей плененный,Обновленный, удивленный,Алый, голубой, зеленый,Разноцветный мир вокруг.(Т. Курбатова «Утро»)
Вспомните, как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?
(Ребята делятся воспоминаниями, знаниями)
Учитель зачитывает строчки стихотворения:
«Словами красок на своем холсте
Художник говорил о красоте…»
Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми). (на слайдах)
Репродукции: Н. Рериха "Небесный бой", А. И. Куинджи "Ранняя весна", Ф. Васильев "Перед грозой".
После просмотра репродукций учитель предлагает детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?
Ответ: Звонкие, тяжелые и легкие, чуть глухих. (первое произведение)
Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)
Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?
(чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет)
Правильно все цвета делятся на ГРУППЫ, но все они составляют ЦВЕТОВОЙ КРУГ.
Физкультминутка. Практическая часть - Теперь попробуйте изобразить на больших листах две разные весны. Придумайте им название. Например, «Голубой март», «Все в розовой дымке», «Золотая весна» и др.
- Перед тем, как начать работу, предварительно определите уровень горизонта.
- Небо с облаками голубоватых, розоватых, зеленоватых оттенков.
- Весеннюю землю, без кустов и деревьев, с пожухлой травой, пятнами грязноватого подтаявшего снега или светлой молодой травой, желтыми первоцветами.
- Ручейки, которые стекают от таяния снега, по холмам изобразите голубовато-синие, можно добавить немного белой краски.
- Следите за колоритом, за качеством разбелок, за количеством введения черной краски и получением черного цвета. На этих подмалевках весенней земли можно будет работать на следующем уроке.
- Можете приступать к работе.
Итог урока. Рефлексия. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся пейзажи, которые вы нарисовали? О чем они нам рассказывают?
У живописи особый язык – язык цвета. Художники разговаривают со зрителями своими картинами. На этом уроке вы учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.