Доклад на педагогическом совете на тему: «Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.»

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.»
Проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.д. могут изменяться из века в век. А суть духовности, нравственности почти не меняется. Доказательством актуальности темы служат высказывания знаменитых педагогов, живших в разное время в разных странах. Проблемы нравственности как основы образа жизни и как решающей роли в развитии и формировании человека как личности, осознавались и ставились в педагогике. В работах исследователей по духовно-нравственному воспитанию Я. А. Каменского, И. Гербарда, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и многих других мы встречаем понятия «воспитание нравов», «духовное воспитание», «идейно-нравственное воспитание». Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательных отношений к людям
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом, привело к изменению психологии обучающихся. Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. У детей искажены представления
· доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Развитие национального самосознания, исторической памяти, экологической культуры личности современного человека во многом зависят от того, насколько он с малых лет погружался в прекрасный и удивительно красочный, гармоничный мир своей природы, художественного творчества, культуры своего народа. В данном процессе важнейшая роль принадлежит общеобразовательной школе, которая осуществляет (после родителей) передачу от поколения к поколению накопленных народом ценностей (знаний), привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций.
В чрезвычайно сложной ситуации оказываются воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, проживающие в интернатах круглогодично. Кроме проблем с воспитанием духовно-нравственных качеств личности, практические и научные исследования, проведенные учёными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники специальных (коррекционных) школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.
Все усилия педагогов направлены на социальную адаптацию ребенка, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.
Анализ материалов периодической печати, специальной литературы, по проблемам духовно-нравственного воспитания и образования, вышедшей за последние годы, позволяет сделать вывод о том, что в педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.
Таким образом, в современной ситуации самой жизнью для нас востребована качественно новая социально-педагогическая концепция деятельности учреждения интернатного типа, содействующая формированию духовно-нравственной личности обучающегося, воспитанника, развитию социальной компетентности его личности, а также его самоопределению в обществе.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Задачи:
Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира
Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование
Субъективное психо-эмоциональное благополучие обучающихся, воспитанников
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества
Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье, обществе
Деятельное отношение к труду
Ответственность за свои дела и поступки
Создание качественно новой воспитательной среды на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, в которую включены все субъекты учебно-воспитательного процесса.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Критерием систематизации базовых национальных ценностей, разделения их по определенным группам являются источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии, искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
  Духовно-нравственное развитие в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации российских школьников. Для каждой ступени: начального, среднего, старшего (полного) общего образования – разрабатываются особые программы воспитания и социализации обучающихся.
Программы воспитания и социализации должны иметь непрерывный и комплексный характер, быть интегрированы со всеми компонентами образовательного и социально-воспитательного пространства.
Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, на поиск решения которой направлена учебно-воспитательная деятельность. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
· общеобразовательных дисциплин;
· произведений литературы и искусства для детей и юношества;
· периодической литературы, отражающих современную жизнь;
· традиционных российских религий;
· фольклора народов России;
· истории своей семьи, рода;
· жизненного опыта своих родителей и прародителей;
· общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности:
· урочную;
· внеурочную (культурные практики);
· внешкольную (социальные практики);
·семейную;
· общественно полезную.
Основными принципами духовно-нравственного воспитания являются:
Воспитание на традициях.
Принцип сотрудничества.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Системно-организованный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Принцип сохранения исторической памяти.
Принципы организации занятий
наглядность,
сознательность и активность,
доступность и мера,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
систематичность и последовательность,
прочность усвоения знаний,
связь теории с практикой обучения и жизнью,
воспитание в процессе обучения;
вариативный подход.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий , целевых прогулок;
моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе :
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
оформить коллекцию семян для занятия;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
беседы,
игры нравственного и духовно-нравственного содержания,
рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей,
проведение совместных праздников,
просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения,
экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр),
детская благотворительность,
тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия),
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей),
постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания,
творческие вечера,
организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Заключение:
Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.