Исследовательская деятельность как ключевой фактор формирования социально-значимых качеств личности школьников в процессе изучения обществознания


Исследовательская деятельность как ключевой фактор формирования социально-значимых качеств личности школьников в процессе изучения обществознания
Динамизм социально-экономических процессов, характерных для современной эпохи, усиление информационного давления на сознание молодых людей актуализировали потребность мировоззренческого самоопределения личности и формирования у нее собственной жизненной позиции. В этих условиях первостепенное значение приобрела задача формирования научного мировоззрения учащейся молодежи на основе системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
Следовательно, возникла необходимость концептуальных изменений в понимании процесса образования, в котором наряду с передачей готовых знаний больше внимания, чем прежде, должно уделяться исследовательской модели обучения, позволяющей развивать самостоятельное мышление студентов, направленное на создание, структурирование ими своего внутреннего мира, развитие своего культурного внутреннего поля
В формировании социально-значимых личностных качеств для общественных дисциплин, и в частности для обществознания, открывается более широкое поле деятельности. Проблемно-поисковый характер преподавания и изучения данной дисциплины, это использование многих вариантов в ответах на смысловые, жизненные вопросы, ориентация на критическое мышление, использование не только когнитивных, но и чувственно-эмоциональных и творческих качеств личности делают данный предмет незаменимым инструментом в формировании мировоззрения.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показывает, что научных трудов, рассматривающих подходы к формированию научного мировоззрения в процессе исследовательской деятельности школьников на уроках обществознания практически нет.
Более того, включение метода исследовательского обучения в образовательную практику учебных заведений носит фрагментарный, спонтанный и нецеленаправленный характер, что отрицательно сказывается на уровне сформировать у обучаемых искомых качеств.
В следствии упущений в организации исследовательской деятельности школьников стали явными такие противоречия:
– между наличным и требуемым уровнями познавательной активности школьников (познавательная активность учащихся школ практически равно нулю);
– между наличным и требуемым уровнями интеллектуальных возможностей учащихся школ.
В контексте нового образца личностно ориентированного образования исследовательская деятельность учащихся рассматривается учеными как творческий процесс совместного поиска субъектами образования (преподавателя и школьника) решения проблемы. Поиск, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, способствующих продвижению вперед в формировании мировоззрения школьников.
В.И. Андреевым определяет в учебно-исследовательской деятельности ее доминирующий вид: самостоятельное применение «приемов научных методов познания, в результате чего школьники активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности»
Усилия педагога по организации исследовательской деятельности обучаемых должны быть направлены не на передачу абстрактных научных знаний, а на формирование научно-критического мышления как основы стабильной мировоззренческой позиции личности в обозначенной теме или отдельной проблеме, предполагающего включение элементов самостоятельного поиска в задание по работе с текстом учебника, первоисточником, документами, таблицами, схемами, а также доказательство каких-либо теоретических положений (метод рассуждающего изложения) и др.;– проведение на занятиях исследования проблемы по материалам периодической печати, способствующего формировании навыков самостоятельной работы с источниками информации, умения находить главное в явлениях общественно-политической жизни, анализировать события, факты, правильно строить сообщения на политические темы;
– применение исследовательского метода в работе способствует мировоззренческому развитию личности, что является необходимым для воспитания достойных и востребованных граждан нашего государства;
–подготовка докладов, сообщений, проектов, написание эссе, рефератов, в процессе которых они активно используют знания, полученные в ходе занятий, овладевают научным стилем изложения, строгим мышлением, учатся искусству анализа, синтеза, формулирования выводов и др.
В своей педагогической деятельности на уроках обществознания мной используются следующие формы обучения направленные на формирование научного мировоззрения у школьников, это:
– проведение на занятиях теоретического исследования по обозначенной теме, что помогает определять в изучаемом материале ключевые слова, а затем выделять их существенные и необходимые признаки, которые затем синтезируются в понятие, данный метод помогает наилучшим способом усваивать, а главное понять материал.
Особое место в процессе формирования научного мировоззрения занимают вне учебные формы исследовательской деятельности в процессе изучения обществознания:
– уроки-экскурсии к историческим памятникам, в органы местного самоуправления, что максимально приближает учебную среду к реальной жизни;
– посещение краеведческого музея, изучение школьниками его памятников, экспонатов, законов, нормативно-правовых актов, которые существовали в историческом прошлом. Это помогает сделать выводы о целесообразности существования подобного закона или нормативно-правового акта в современном государстве, что в свою очередь развивает у школьников логическое мышление, увеличивает кругозор. Примером может служить государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический». Кроме того, использование краеведческого материала на учебных занятиях делает преподавание обществознания более убедительным и конкретным.
Как показывает педагогический опыт, у школьников, как правило, слабо сформированы качества (мотивационные, рационально-операционные, информационно-операционные, организационные, коммуникативно-речевые), необходимые для успешной исследовательской деятельности, направленной на формирование научного мировоззрения, в связи с чем, проведение именно таких уроков, должны повысить указанные качества.Таким образом, с целью развития вышеуказанных качеств на уроках обществознания необходимо: выявлять смысла-жизненные проблемы, вызывающие у школьников наибольший познавательный интерес, разбирать их и приходить к правильным решениям; привить школьникам умения самостоятельно пополнять свои знания; сформировать у них знания об источниках и средствах распространения социальной информации, навыки самостоятельной работы с ними, но не следует забывать, что интерес у учащихся к тем или иным темам, должен вызывать преподаватель, рассказывая интересные и жизненные факты.