Духовно-нравственное формирование личности в аспекте концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Духовно-нравственное формирование личности в аспекте концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Продолжение)
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечивает эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними. Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть «встроенным» в какую-либо систему. Но воспитание – это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях. Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных о общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны. Законопослушание, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений непосредственно зависят от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в жизни и общественной деятельности. Духовно-нравственное развитие гражданина есть развитие России, осуществление процесса модернизации страны и его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.
Само по себе духовно-нравственное развитие личности – сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.
Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечить духовно-нравственное развитие гражданина России.
Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерское отношение с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями
Носителями ценностей и традиций являются социальные группы, а также этические и религиозные сообщества. Соответственно, задача духовно-нравственного развития гражданина России может быть осуществлена посредством последовательной интеграции личности школьника в культуры составляющих российское общество социальных групп, в те этические и религиозные традиции, которые существуют в нашей стране, а также в те, которые имеют общероссийское и мировое значение.