Доклад.Тема: Технология здоровьесбережения в организации учебной деятельности. Реализация программы «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ» в МОАУ «СОШ №5 г. Орска»


Выступление на семинар. 23.03.2017г. МОАУ «СОШ №54 г. Орска»
Тема: Технология здоровьесбережения в организации
учебной деятельности.
Реализация программы «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»
в МОАУ «СОШ №5 г. Орска»
преподаватель – организатор ОБЖ Рождествина Е.В. 1 категория.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а непросто отсутствие болезней
или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения)
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).Здоровьесберегающая деятельность в нашей школе осуществляется по программе «Радуга Здоровья», по которой мы работаем второй год параллельно с планом по оздоровлению и формированию здорового образа жизни, критериями СанПиНа, нормами утомляемости, нормами учебного плана, принципами здорового образа жизни.
Формы реализации программы
Урочная деятельность
1.Обновление содержания образования через введение элементов здоровьесбережения в традиционные учебные курсы.
2.Специальная медицинская группа.
3.Открытые уроки.
4.Исследовательские проекты.
Внеурочная деятельность
1. Месячники ЗОЖ
2. Спортивные соревнования между учащимися, родителями и учениками.
3. Дни здоровья.
4. Встречи с медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов.
5. Участие в спортивных мероприятиях города, района.
Дополнительное образование
1.Спортивные секции
2.Посещение стадиона «ПИЩЕВИК», «ЛОКОМОТИВ».
3.Посещение бассейна.
4.Посещение ледового катка.
Основной целью программы является представление всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально – адаптивного, физически развитого выпускника.
Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:• Соблюдение гигиенических требований• Соблюдение качества питьевой воды и питания учащихся• Физическая активность школьников в период их пребывания в школе• Организация образовательного процесса по принципам здоровьесбережения.• Создание благоприятного психологического климата в школе• Создание благоприятного экологического климата на территории школы• Снижение заболеваемости школьников и педагогов• Грамотность школьников и педагогов по вопросам здоровья• Внеклассная и внеурочная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Здоровьесберегающая среда
Здание школы после ремонта. Все кабинеты эстетически оформлены, чистые и уютные, соответствуют всем требованиям СанПиНа. Регулярно ведется контроль проветривания, отопления и освещения. Рекреации в школе используются для реализации двигательного режима, на переменах. коридоры украшены тематическими стендами, детскими рисунками, растениями.Для обеспечения питьевого режима в классных комнатах начальной школы установлены кулеры для экологически чистой бутилированной воды. Для учащихся старшего и среднего звена в фойе на этажах установлены питьевые фонтанчики с фильтрами.
Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания
В школе имеются медицинский, процедурный кабинеты. Медицинская служба решает следующие задачи:• контроль за нормами и требованиями школьной гигиены;• ранняя диагностика и профилактика заболеваний;• диспансеризация учащихся в районной поликлинике;• доврачебная помощь;• пропаганда здорового образа жизни;• проведение профилактических прививок.Медицинский, процедурный кабинеты оснащены необходимым инвентарём и лекарственными средствами.Ежегодно проводятся диагностика туберкулеза на реакции Манту, а также с этого года был введен Диаскинтест, на сегодняшний день, основной метод определения наличия или отсутствия микобактерий туберкулеза. В школе постоянно действует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим — регулярно проводятся влажные уборки, генеральные уборки, соблюдается режим проветривания .Сотрудники медицинского кабинета систематически проводят беседы с детьми и родителями о необходимости прививок, соблюдении мер гигиены, закаливания: для родителей — «О пользе прививок», «Об аллергии у детей»; для учащихся — «О личной гигиене», «О правильном и рациональном питании», «О санитарно-эпидемиологическом режиме». Просветительские беседы о туберкулезе.Во время заболевания гриппом осуществляется учет посещаемости учащихся заболевших гриппом и ОРВИ. В период сезонного подъема заболеваемости ведется контроль за ограничением и запрещением проведения массовых мероприятий детей, сборов, соревнований. Оформляются стенды и бюллетени по профилактике гриппа и ОРВИ.Ежегодно проводятся диспансеризация в поликлинике № 1 (Мясокомбинат, ОЗТП, ЖД детская поликлиника). Диспансеризация проводится согласно графику и по возрастам: 2 класс — 8 лет; 4 класс — 10 лет; 6 класс — 12 лет; 9, 10, 11 класс. В случае необходимости отдельные учащиеся школы направляются на консультации к специалистам. По результатам полученного заключения проводится разъяснительная работа с учащимися и их родителями, контролируется выполнение рекомендаций специалистов.Для каждого ребёнка создан Паспорт здоровья.
Профилактика детского травматизма.
Регулярно в школе проводятся:
Занятия по правилам дорожного движения, выступления сотрудников ГИБДД, выставки тематических рисунков, плакатов, выставки творческих работ, участие в городских соревнованиях. На протяжении многих лет работает кружок ЮИД. В каждом кабинете, а также в фойе 1, 2, 3 этажей оформлены стенды по безопасности дорожного движения.
Организация рационального питания
Сотрудниками школы разработана и реализуется программа производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации школьного питания.Энергетическая ценность и сбалансированность рациона питания в соответствии с возрастными особенностями развития рассчитывается технологом и утверждается главным врачом. Питание в школе двухразовое (завтрак, обед); оно полноценное и сбалансированное. Основное требование к содержанию питания — соотношения белков, жиров и углеводов, что соответствует энергозатратам детей и нормам СанПиН.Осуществляется постоянный медицинский контроль за соблюдением личной гигиены и современном прохождении медосмотров сотрудниками пищеблока. Строго соблюдается питьевой режим.
Физическое воспитание и двигательная активность
помогают формировать у учащихся здоровый образ жизни, устойчивый интерес и тягу к физическому самоусовершенствованию. Успехи зависят от правильного сочетания различных форм занятий, средств и методов. Улучшение физического здоровья возможно посредством цикла мероприятий физкультурно — оздоровительного, общеукрепляющего, спортивного характера. Всё это способствует повышению функционального состояния мышечной системы, формированию здоровой осанки, увеличению резервов сердечно — сосудистой системы, органов дыхания и закалённости организма.Физическое воспитание и двигательная активность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах. Центральное место занимает урок физической культуры; в него включаются разнообразные упражнения, оказывающие разносторонне коррекционное воздействие на организм детей, широко используются строевые, общеразвивающие, коррекционные упражнения, разновидности бега и прыжков. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни проводится на каждом уроке в виде бесед.
В школе созданы условия для удовлетворения потребности детей в движении, организованы физкультурно — оздоровительные мероприятия:
1. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
проводится перед началом учебных занятий, в 8.20. Это одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Она заряжает ребёнка энергией и бодростью на предстоящий день. Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья.
2. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК Веснушки
Очень молодой, яркий, зажигающий коллектив танцевальной группы «Веснушки» школы поселка Заречного (Джанаталап).
Каждый танец, который представляет хореографический коллектив, неописуем и талантливо исполнен. Проявлены , креативность детей, их любовь к малой родине. Неописуемо яркие костюмы и исполнительское мастерство участниц показывают огромный труд педагогического коллектива под руководством директора школы А. Альмагамбетова. Высокой оценки заслуживает богатый опыт художественного руководителя К. Никитиной, талантливого мастера по костюмам М. Исаевой. Милые женщины своей безграничной заботой проявляют любовь к детям и ответственное отношение к такому нужному делу. Уже давно признанный коллектив принимает участие во многих мероприятиях города, отмечен дипломами и грамотами.
Хочется отметить, что впервые в этом году, учащиеся нашей школы участвовали в Российском конкурсе «Самая танцевальная школа», и прошли уже в 3 тур.
3. ДНИ ЗДОРОВЬЯ. ГТО
в их подготовке и организации активное участие принимают ученики, родители и педагоги.
4. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ.
5. СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
внутри школы проводятся по графику. Большое внимание в школе уделяется мониторингу здоровьесберегающей деятельности — комплексному системному изучению состояния здоровья школьников, и в частности, ведётся работа по мониторингу физической подготовленности обучающихся. Программа мониторинга позволяет отслеживать динамику уровня физической подготовленности каждого ученика, учебной группы. Предложенные технологии позволяют также объективно и регулярно оценивать здоровьесберегающую направленность учебной дисциплины физическая культура и её динамику изменений, на основе которой обеспечивается дифференцированный подход в обучении.
Психолого-педагогические факторы в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства
Основные объекты внимания администрации и учителей школы в аспекте здоровьесбережения — учебная нагрузка учащихся (предотвращение перегрузок), создание условий для получения учащимися достаточной физической и двигательной нагрузки, грамотное использование ТСО, содействие рациональной организации режима для школьников.
Показатели рациональной организации учебного процесса в МОАУ СОШ N 5:• объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий в соответствии с возрастом учащихся;• нормирование нагрузки от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору (их частота, продолжительность, виды и формы работы);• занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, подвижные игры на переменах, прогулки, уроки физической культуры; спортивные занятия (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Отсутствие психологических перегрузок, обеспечение психологической безопасности
Психологические перегрузки у ряда детей могут быть связаны с особенностями индивидуального развития. Для того, чтобы предупредить подобные ситуации, в нашей школе проводится психологическая диагностика по выявлению данных групп учащихся для последующей педагогической коррекции учебного процесса.Формирование эмоционально благополучной среды в урочной и внеклассной деятельности поддерживает спокойные отношения между учащимися и педагогами.Физкультминутки на урокахУрок в первом классе длится 35 минут на протяжении первой четверти. в соответствии с низкой устойчивостью детского внимания.
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе
Деятельность педагогического коллектива школы на протяжении ряда лет ориентирована на изучение, разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий.В результате многолетней работы педагогического коллектива МОАУ СОШ N 5 по здоровьесбережению, выработан ряд гигиенических показателей, характеризующих урок:• оптимальные гигиенические условия в классе;• средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;• разнообразие видов, форм и методов преподавания;• наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся;• место и длительность применения технических средств обучения;• физкультурные минутки и оздоровительные паузы;• наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;• психологический климат на уроке;• темп и особенности окончания уроков.
Обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов.
Ежегодно проводится диспансеризация педагогов.
Организуются и проводятся психологические семинары, тренинги личностного роста педагогов.
Освоение всеми педагогами через курсы повышения квалификации здоровье сберегающих технологий.
Проведение тренингов для педагогов.
Проведения педсоветов на природе. Педсовет на лыжах стал традиционным мероприятием для всего коллектива нашей школы.
Всемирный День здоровья
Ежегодно в апреле в нашей школе проводится «Месячник здоровья». Традиционно он начинается с «Всемирного Дня здоровья» — общешкольной зарядки и хорошего настроения. В программу включены классные часы, беседы, выпуск стенгазет, спортивные игры, работа с Паспортом здоровья, конкурсом рисунков. А заканчивается «Веселыми стартами», победами, грамотами и призами!