Педагогический опыт по теме Арт-педагогические приемы работы с детьми в образовательном процессе на занятиях искусствоведческого цикла»


В настоящий момент государство наряду с обучением большое внимание уделяет здоровью детей. Разработка и внедрение новых результативных здоровьесберегающих педагогических технологий, форм и методов обучения,способствующих сохранению здоровья, разностороннему развитию ребенка – одно из главных направлений национального проекта «Образование», президентской инициативы «Новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Но не нужно забывать, что понятие «здоровье» включает в себя не только физическое, но и психическое здоровье детей. Работая, в общеобразовательной школе замечаю, что детей требующих особого внимания с нарушениями в личностной сфере становится больше. Как учитель изобразительного искусства, не могу оставаться в стороне, постоянно ищу в преподаваемом предмете новые грани и скрытые резервы обучения и воспитания детей. Урок изобразительного искусства настолько многогранен, что позволяет решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья школьников. Ведь рисование не просто способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности. Меня давно интересовала проблема объединения учебного процесса и возможности лечения и обучения искусством. Замечено, что занятия музыкой, живописью, танцами помогают снимать у человека эмоциональное напряжение, уменьшают тревожность, агрессию. Такое направление получило название арт-терапия- лечение с помощью искусства.
Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в странах английского языка такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл, для обозначения разных форм клинической практики. Общим для всех них выступало психологическое “сопровождение” клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации. Теоретические основы арт-терапии формировались влиянием идей З.Фрейда и К.Г.Юнга, а в дальнейшем приобретали более широкую концептуальную базу, основываясь на гуманистические модели развития личности К.Роджерса и А.Мослоу. Арт-педагогика, является, также альтернативой стандартным средствам образования, т.к. арт-техники обращены к сильным сторонам личности и обладает свойствами внутренней поддержки и восстановления целостности человека.
Классификация арттерапевтических методов
А
Р
Т
Т
Е
Р
А
П
И
Я Музыкальная терапия слушание музыки,
восприятие музыки,
музицирование,
вокальная терапия,
дыхательная терапия,
музыкально-творческая деятельность,
формулы музыкального самовнушения
Фольклорная терапия художественно-творческая деятельность,
коллективное творчество,
импровизацияСказкотерапиямузыкальные образы сказочных героев,
сказочные темы и сюжеты в музыке,
Танцевально-двигательная терапия движения под музыку,
пластическая импровизация,
танцыЦветотерапия и терапия изобразительным искусством цвет, его влияние на самочувствие,
разноцветные физкультминутки,
произведения изобразительного искусства (сенсибилизация, синестезия)
Наиболее распространенным видом арт-терапии является рисование. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется одним из важнейших преимуществ арт-терапивтического метода в работе с детьми, особенно с теми, кто имеет нарушения в психоэмоциональной сфере. Учитывая то, что современному учителю необходимо не только опираться на особенности каждого ребёнка, но и использовать все доступные средства для его коррекции и адаптации в социуме, арт-терапевтический метод может стать вспомогательным методом в образовательном процессе. Сегодня обычным детям нужно образование, приближенное к жизни, пронизанное знанием жизненных реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической, исследовательской, творческой деятельности. И отечественные и зарубежные специалисты отмечают позитивные возможности арт-терапии, такие как: *создает положительный эмоциональный настрой в группе *способствует развитию коммуникативных навыков ребенка *укрепляет культурную идентичность, помогает преодолению языкового барьера *дает возможность ребенку выражать свои чувства в социально приемлемой форме *развивает чувство внутреннего контроля *способствует творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков изобразительной деятельности *снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления. Известно, что детский рисунок- это не только обретение спокойствия, но и способ выплеснуть свои эмоции и переживания. Занятия живописью снижают уровень возбуждения. Арт-терапия рекомендована для занятий с детьми, имеющими задержку речевого развития, неврозы, гиперактивность, дефицит внимания . На занятии дети учатся свободным движениям , освобождаясь от зажатости и скованности. Эти занятия полезны застенчивым детям, они становятся более раскрепощенными и уверенными в себе. Иногда использую прием, где приходится жертвовать листом бумаги.
Применение различных техник изображения на уроках, позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Существует множество различных техник рисования, воскография, рельефная техника, трафаретная, акватипия и др. У творческого педагога всегда есть возможность использовать на уроке изобразительного искусства не только бумагу, карандаши и краски, восковые мелки, пастель, но и другие изобразительные материалы песок, глину или пластилин, природный материал, ткань и др.(для создания инсталляций ограничений вообще не существует) Как правило такая работа вызывает интерес , повышает самооценку и придает уверенность детям, что стимулирует их дальнейшее творчество. Часто детям не нравятся их рисунки или ребенок вообще отказывается рисовать поясняя , что плохо рисовать не хочется , а хорошо не получается . Такой вид творчества создает иллюзию , что у них может получиться что-то необычное, интересное. Пробуя свои силы, фантазируя на бумаге, дети забывают о страхах. Одобрение учителя придает уверенность и дети постепенно перестают бояться чистого листа бумаги. Сейчас в Интернете можно увидеть много фильмов работы с песком, где используется подсветка и экран на который проецируется изображение. На уроке я использую песок, а для основы ложу белый лист ватмана накрытый целлофановой пленкой. Для рисования можно предложить темы: свободный рисунок, сотворение мира, иллюстрация сказок, мифов, пейзаж, стороны света…Работа с песком не требует особых знаний. Урок строится как обычно. В вводную часть следует включить выполнение разных манипуляций с песком, позволяющих почувствовать материал и получить удовольствие от контакта с ним. В основной части дети создают индивидуальные песочные композиции. На уроке читаю миф или сказку. В процессии чтения дети наносят песочный фон на лист бумаги, изображающий землю и небо, а потом уже в зависимости от воображения этот лист заполняется понравившимися персонажами. Рисунки детей зависят от того, насколько образно изложена вами как педагогом данная тема. За время работы ни у одного из моих учеников, не возникло проблем в рисовании, нет боязни, совершить ошибку. Единственный практический совет-это использовать чистый белый песок, с желтым, глинистым сложно, он слипается. Часто использую жестовое рисование. На уроке можно поиграть с детьми , чтобы снять страх перед изобразительной деятельностью и создать зону комфорта и безопасности изобразительной деятельности. Например можно дать задание, что бы ребенок показал руками свой будущий рисунок, а одноклассники пытались угадать , либо всем даётся задание с закрытыми глазами жестами изобразить главного героя картины . Используя методику рисования по схеме, каждый ребенок может нарисовать понравившегося героя, так как схема дает ребенку опору, и он пробует нарисовать дальше. По этому слова «не могу» и «не хочу» на таких занятиях вы не услышите. Арт-терапевтические занятия на фоне искреннего интереса и доброжелательного отношения педагога к ученику помогают скорректировать , его негативные эмоциональные состояния, такие как тоска, гнев, страх, тревожность, передавая эти переживания в художественных образах. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «я» ребенка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, лепит, конструирует. Продукты художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания. Поэтому невербальные средства творческого самовыражения часто являются единственной возможностью для отражения и прояснения сильных переживаний
Модель арт-терапевтического занятия Структура занятия предложенная Л.Д.Лебедевой наиболее приемлема для школьной практики именно её я использую в своей работе. 1. Настрой 2. Актуализация визуальных , аудиальных, кинестетических ощущений. 3. Индивидуальная изобразительная деятельность. 4. Этап вербализации 5. Коллективная работа(театрализация, драматизация) 6. Рефлексивный анализ. Предложенная модель позволяет логически выстраивать последовательность этапов технологии арт-терапевтического занятия, является технологической основой в рамках личностно-ориентированного подхода. Арт-терапевтическое пространство организуется в соответствии с целями и задачами занятия. Используются разнообразные изобразительные средства и материалы. Тема: Цели: Знакомство с изобразительными материалами , их свойствами, овладение техникой работы «рисование пальцами» . Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной творческой деятельности. Предлагаемая арт-терапевтическая техника основанная на работе цветом с использованием пальцев и ладони рук способствует развитию мелкой моторики рук, тактильной чувствительности в выражении эмоций и чувств. С детьми, я при знакомстве, выполняю коллективную работу «Рукопожатие цветом». Историк В.Есаков отмечал, что изображение руки – один из самых распространенных мотивов наскальной живописи на земле. Древние люди оставляли отпечатки на скалах, детям предлагалось оставить отпечатки на увлажненном листе бумаги каждый оставляет свой отпечаток руки которая может закрываться (перекрываться) другой. Я первой оставляю свой отпечаток, показывая как это лучше сделать. Следует обратить внимание детей на красивое смешение цветов. Педагогу необходимо понаблюдать за поведением детей. 1. Настрой Создание положительной эмоциональной атмосферы, доброжелательности и доверия. Каждый пожимает руку соседу с пожеланиями и приветствиями. 2 .Индивидуальная работа. Предлагается, что ни будь выразить красками без помощи кисточки используя пальцы или всю ладонь. На увлажненной бумаге дети выполняют рисунок красками, используя любимые цвета. Ребенку необходимо придумать название картине. 3. Коллективная работа или работа в парах Участники рассматривают работы друг друга и соединяются в пары. Наблюдая за процессом работы, педагогу важно отметить положительные моменты кто лидер кто ведомый… 4. Участники попарно садятся в круг, разместив в центре образовавшегося пространства свои работы. По желанию пары обмениваются мнениями о том , как проходило общение получилось ли сотрудничество, насколько их действия были согласованы. Можно сравнить эмоциональные состояния в процессе индивидуальной работы и в парах когда дети чувствовали себя более свободно. Участники высказывают свое мнение о чувствах и ассоциациях которые они испытали в процессе совместной работы, какие этапы вам больше всего запомнились. Желают дальнейших успехов друг другу. Арт-терапия обладает диагностическими возможностями, но не является методом диагностики. Следует осознавать, что постоянно использовать в полном объеме данную технологию на уроках изобразительного искусства не получится это все же деликатный, гуманный способ наблюдать за ребенком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. Но если каждый педагог ответственно отнесется к вопросу психоэмоционального состояния каждого ученика, мы сможем уберечь детей от необдуманных поступков.В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Здоровая школа –Здоровья желает!Здоровая школа –Друзей собирает.Пусть льется повсюду Друзей звонкий смех,Учитель улыбкойПусть радует всех.Здоровье не купишь, Его не продать.
Про это давно уже нужно всем знать!