Используемые методы, технологии, приёмы в начальной школе (Из личного опыта)


Используемые методы, технологии, приёмы в начальной школе
(Из личного опыта)
Особую роль в управлении качеством образования играют современные образовательные технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиям эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Технология Цель
ТРИЗ – технологии Обеспечение творческой самореализации каждого ученика на уроке и во внеурочной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии Повышение мотивации к учебе, развитие познавательного интереса, формирование научного мировоззрения.
Технология учебного и социального проекта Осуществление развитие творческих способностей младших школьников.
Технология проблемно-диалогического обучения Позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её, пробуждать у него интерес к ещё нерешенным задачам.
Технология коллективного способа обучения (КСО) Содействие активизации деятельности школьников, формирование коммуникативной культуры.
Здоровьесберегающие технологии Сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе проведения мероприятий по первичной и вторичной профилактике.
Личностно ориентированные технологии Диагностика личностного роста, развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве.
Организация работы и результаты:
ТРИЗ-технология:
В образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением инновационных технологий. Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению широкого круга проблем, к овладению исследовательской деятельностью, направленной на развитие способностей и познавательных интересов каждого ребенка, учитывая психологические особенности его развития. Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования, а следовательно, и успешность обучения младших школьников. Необходимым условием успешности является решение проблемы преемственности в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Реализуя концепцию содержания непрерывного образования, наша школа осуществляет преемственность в обучении по ТРИЗ-технологии совместно с ДОУ № 79. Знакомство дошкольников с приемами и моделями данной технологии положительно сказывается на их дальнейшем обучении. Основной вид деятельности первоклассников – игра, которая не теряет своей актуальности и в последующие годы обучения в начальной школе. ТРИЗ-технология – преимущественно игровая, а поскольку она еще и предполагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода, каждый ребенок выполняет задание на своем уровне развития, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями.
Многие модели ТРИЗ-технологии могут использоваться при изучении программного материала по основным предметам. К таким моделям относятся:
– системный оператор;
– работа с проблемными ситуациями;
– организация проектной деятельности;
– методы создания речевых творческих продуктов (раскадровка и синтез пословиц, творческие сочинения с использованием портрета).
Начиная работать по ТРИЗ-технологии, мы ставили перед собой такие цели, как развитие внимания, творческого воображения, логического мышления детей, что является необходимым условием успешности обучения. Приведем примеры использования методов и приемов ТРИЗ-технологий на разных уроках.
Например, урок окружающего мира в 1-м классе, тема «Хвойные деревья». Модель системного оператора помогает при написании сочинения.
Жизнь елки в Новый Год (Малых С.)
Я – новогодняя елка. Мне 9 лет. Раньше я росла в лесу. Сейчас я стою вбольшом зале, украшенная игрушками и гирляндами. Я слышу песни и стихи, которые поют и читают дети. До меня доносятся запахи фруктов, пирогов и тортов. Ветки держат игрушки и гирлянды. Вокруг меня дети водят хоровод. После окончания праздника меня повезут на фабрику. Там из меня и других елок сделают карандаши и линейки.
Системный оператор подводит нас к проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это моменты интеллектуального затруднения, при котором имеющийся у человека опыт не показывает выхода из создавшегося положения. При формулировке проблемных ситуаций существует алгоритм, состоящий из трех шагов:
1. Что мы имеем?
2. Что хотим?
3. Что нам мешает?
Как колобку не попасть на язык лисе?
«Раскадровка» и «Синтез пословиц».
Алгоритм работы
1. Прочитай текст.
2. Раздели его на части.
3. Составь раскадровку. Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место действия, появляется герой либо резко меняется его настроение.
4. Обсуждаем каждый кадр:
– Что делает этот герой?
– Зачем он это делает?
– Что получает в результате?
5. Составляем пословицы по модели:
Кто… (характер), тот… (результат).
Кто… (действие), тот… (результат).
Кто… (цель), тот… (результат).
6. Выбираем ключевые кадры и определяем мораль:
– Какие кадры для вас самые важные?
– Какая пословица для вас самая важная?
На одно и то же люди смотрят по-разному, поэтому мораль может быть у каждого своя.
7. Составляем пословицы по первому и последнему кадрам.
8. К каким кадрам подходит главная пословица? (Несколько вариантов.)
9. Подберите замену данной пословице. (См. приложение «Развитие речи у детей с затруднениями в обучении»)
Информационно-коммуникационные технологии:
Повышает интерес к предмету; развивает самостоятельность и творческую активность учащихся, привлекает жизненный опыт детей.
Изменения в образовании, происходящие под влиянием стремительного внедрения информационных технологий во все сферы жизни, предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагога, которому необходимо осваивать роль консультанта для “ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.»Компьютерные технологии являются как мощным информационным средством, так и большим помощником учителя на уроках. Ученики привыкают к монологам и диалогам учителя, и поэтому им уроки становятся не интересными. Чтобы поднять тонус ученика и держать его внимание на протяжении всего урока, нужно подавать информацию, как в звуковой, так и в визуальной форме. А это можно осуществлять с помощью компьютера.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийные презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Мультимедиа презентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков).
Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).
Технология учебного и социального проекта
Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены.
МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Методическое сопровождение образовательного процесса направлено на реализацию метода проектов.
Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если:
- учебный проект носит творческий характер;
- деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира;
В основе метода проектов лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно-ориентированной педагогики.
Проектная технология предполагает:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность ученика;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Использование данного метода предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Этапы работы над проектом
Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя
1 ЭТАП. Подготовка
Проведение вводной беседы с целью:
формирования первичного представления об изучаемом объекте;
формирование интереса к данной теме;
создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
2 ЭТАП. Организация проектной деятельности
Актуализация знаний
1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.).
2. Определение количества участников проекта, состава группы. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели. Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.
Плановые работы
1. Определение источников информации.
2. Планирование способов сбора и анализа информации.
3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).
Продукт:
- отчёт (устный, письменный, с демонстрацией материалов);
- фильм, макет, сборник и др.;
- конференция, праздник и т.п.
4. Выработка критериев оценки результатов работы.
5. Распределение обязанностей среди членов команды. Выработка плана действий (как можно это сделать?).
Определение основных методов:
- прочитать в книге;
- понаблюдать;
- посмотреть в Интернете;
- задать вопросы родителям, специалистам;
- подумать самостоятельно;
- посмотреть по телевизору и т.п.
Формулировка задач. Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно)
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.
Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п. Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки. Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов поекта.
Результаты и выводы
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.
Анализ информации. Оформление результатов. Наблюдение, советы.
3 ЭТАП. Представление готового продукта (презентация)
Представление результата работы в разнообразных формах. Отчёт, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов. Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.
4 ЭТАП. Оценка процессов и результатов работы
Участие в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. Оценивание усилий учащихся, креативности мышление, качества использования источников.

Технология проблемно-диалогического обучения
Пассивное изучение любого предмета, как серьёзный недостаток можно исправить с помощью проблемного обучения. Важно отметить: без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.
Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её, пробуждать у него интерес к ещё нерешенным задачам.
«Просто «думать» не умеет никто. Думать можно только над конкретным вопросом. Умение решать задачи в большей степени сводится к обучению тому. Над чем надо думать в ходе решения». Эти слова П. Гальперина говорят о важности на уроке не простой постановки вопроса, а создания проблемной ситуации.
Классификация методов обучения
Методы Проблемно-диалогические
Постановка проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог
Поиск решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к знанию диалог
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы создания проблемнойситуации
Побуждение к осознанию
противоречия
Побуждение кформулированию
проблемы
Одновременно предъявить
ученикам противоречивыефакты, теории, мнения Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее:
– Какой возникает вопрос?
-Какая будет тема урока?
Столкнуть мнения учеников
вопросом или практическим
заданием на новый материал
Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили?
– Почему так получилось? Чего мы не знаем? Шаг 1. Выявить житейское
представление учащихся
вопросом или практическим
заданием «на ошибку»
Шаг 2. Предъявить научный
факт сообщением, расчетом,
экспериментом, наглядностью Вы сначала как думали?
А как на самом деле?
Дать практическое задание,
не сходное с предыдущими
Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем
это задание не похоже на предыдущие? «Русский язык» 2 класс. Непроизносимые согласные.
На доске записано слово вестник.
- Прочтите это слово орфографически, орфоэпически. (вест-ник, Iв,есн,икI )
- Что вас удивило? (Буква Т в слове пишется, а при чтении не произносится.)
- Какой вопрос у вас возникает?
( Почему некоторые согласные пишут там, где звук не произносят.)
«Окружающий мир» 1 класс Родная природа
Проблемная ситуация.
Однажды, летая на воздушном шаре и пытаясь обмануть пчел, Винни-Пух заметил, что наступила весна. Он задумался, что же происходит в природе с приходом весны? Винни-Пух обратился к друзьям: Пятачку, Сове, Кролику и Ослику. Кролик ответил: «Распускается первый весенний цветок подснежник, появилась травка и теперь я гуляю на полянке». Ослик Иа согласился с Кроликом. Пятачок сказал, что стало много луж и теперь можно в них купаться. А Сова добавила: самое главное, что в лесу появились мыши, которых она с трудом отыскивала зимой.
Ребята, что вас удивило? (побуждение к осознанию противоречия)
(Много мнений)
Какой возникает вопрос? (Учебная задача) (побуждение к формулированию учебной проблемы).
- Кто прав?
- Какое основное, главное изменение в природе весной?
Учитель подводит итог: каждый из друзей Винни-Пуха заметил то изменение, которое важно именно для него, для его жизни. Но все эти изменения возможны потому, что весной становится теплее, лес освобождается от снега, просыпаются от зимнего сна животные и т.д.
В процессе диалога на доске появляются рисунки, раскрывающие временные причинно-следственные связи в природе. Устанавливается их последовательность.
«Окружающий мир» 3 класс. Природные зоны России.
Учитель: Ученики:
- Послушайте и скажите: бывает ли так?
«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».
Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал. - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.
- Еще не бывают грибы выше берез.
- Ночью солнце не светит.
Удивление (возникновение проблемной ситуации).
«Русский язык» 4 класс. Неопределенная форма глагола.
На доске слова : лить, мечтать, хотеть, колоть, рубить.
- Определите число и лицо глаголов.
Прием вызывает недоумение учеников, так как задание невыполнимо.
(в рамках некоторых тем прием применить невозможно).
«Математика» 3 класс. Деление двузначного числа на двузначное.
Учитель: Ученики:
Найдите значение данных выражений и разделите их на группы.
24:2 70:5 66:6
78:6 78:13 24:2=12 78: 6=13
66:6=11 70:5=14
I столбик: делимое заменяем суммой разрядных слагаемых.
II столбик: делимое заменяем суммой удобных слагаемых.
78:13 – не смогли найти значение, т.к. еще не умеют делить на двузначное число
Технология коллективного способа обучения (КСО)
Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка (гиперактивные дети, стеснительные дети).
Мы повышаем активность ребёнка на уроке, тем самым решая многие воспитательные и психологические задачи:
Слабые подтягиваются до уровня сильных учеников, каждый на своём уровне.
Возрастает интерес, мотивация ( Я должен знать, т.к. буду учить другого)
«Серые мышки» также востребованы и реализуют себя в обучении товарищей
Ведущая роль взаимовыручки, взаимоподдержки.
Групповой СО Коллективный СО
организационные
Чёткость, упорядоченность Отсутствует
Говорит один Говорят все
Общение учащихся отсутствует Все общаются
Молчание Рабочий шум
Постоянное рабочее место Смена
дидактические
Обучает педагог Обучают ученики
Весь материал сразу и для всех Разные темпы и материалы
Мало самостоятельности Полная самостоятельность
Сотрудничество отсутствует Сотрудничество - основа обучения
Усвоение и применение разнесеныМаксимально приближены
развивающие
Ученик – объект Ученик – субъект+объектУравниловка, усреднение способностей детей В соответствии с индивидуальными особенностями
Систематический характер обучения Спонтанный характер
Не учатся выступать Учатся выступать, рассуждают, доказывают
Не умеют объяснять Развитие педагогических способностей
воспитательные
Каждый работает на себя На себя и на других
Отношения неколлективистские Отношения ответственной зависимости: коллективистские
Преимущества КСО:
Высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и увеличение времени на индивидуальную помощь.
Привычная функция учителя-рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационной и организационной функцией.
Виды работ Плюсы Итоговый контроль:
ВзаимодиктантыРабота с карточками-взаимозаданиямиРабота в рядах( ручеёк)
Работа в четвёрках
-Используется на различных типах уроков(изучение нового материала, закреплении и отработке навыков и т.д.)
-На любом программном материале любого предмета;
-Детям можно делать то, что на обычных уроках не разрешается,- двигаться и говорить, подсказывать и слушать подсказки.
-Ребята учатся помогать и обращаться за помощью друг к другу, что поддерживает интерес к уроку, вызывает желание учиться. Зачёт по «вертикали»
Несколько учащихся принимают зачёт по определённой карточке у всех в данном классе.
« Зачёт – вертушка»
Проводится в группах переменного состава, где в роли экспертов – координаторов могут быть учащиеся, учителя.
Зачёт и тестирование.
Здоровьесберегающие технологии
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе РФ «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Принципы сохранения здоровья учеников в учебном процессе:
учет возрастно-половых особенностей обучающихся
учет состояния здоровья детей данного класса
учет индивидуальных психофизических особенностей детей
структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности
обучение в малых группах (индивидуализация обучения)
использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации
создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы, так как эмоциональное состояние служит индикатором общего состояния здоровья ребенка
формирование положительной мотивации к учебе
опора в обучении на жизненный опыт ребенка, «присоединение» нового знания к прежнему знанию и опыту
Для организации эффективной работы на уроке для сохранения и укрепления здоровья, использую:
смену видов учебной деятельности – 4-7 за урок (чтение, слушание, письмо, говорение, просмотр, вопрос-ответ, решение задач)смену методов преподавания через каждые 10-15 минут урока (словесно-наглядные, аудио - визуальные, практическая работа, самостоятельная работа)
различные формы учебной деятельности (индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная)
оптимальные методы для активации инициативы учащихся (исследование, ролевая игра, дискуссия и т. д.)
ТСО на уроках (при условии грамотного выбора места и продолжительности)
перемены поз учащихся и физкультминутки для решения проблемы недостатка двигательной активности, снятия напряжения органов зрения, снижения психологической нагрузки напряжение, стрессовая среда, недостаточная двигательная активность школьников – всё это ведёт к потере детьми здоровья.
Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе это творческий акт, который требует знаний психологии, физиологии и гигиены, изучения индивидуальных особенностей детей.
Изучение данной проблемы послужило основанием для серьёзного осмысления важности для здоровья детей изменений в учебно-воспитательном процессе с тем, чтобы урок способствовал не только интеллектуальному развитию обучающихся, но и сохранению их психического и физического здоровья и чтобы школьные занятия не растрачивали функциональные резервы детского организма. С этой целью необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим школьного обучения.
Личностно ориентированные технологии
Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. В нашем понимании модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно — ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия "учитель — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося., создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик.
2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.
3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.
4. Отношения " учитель — ученик«. Субъектно — субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию.
Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.
Используемая литература:
Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65
Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38
Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5