Статья на тему Технологии здоровьесбережения в образовательном процессе


ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
«Забота о здоровье-это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
А.В. Сухомлинский
Технологии здоровьесбережения в учебном процессе имеют большую значимость. Всем известно о существующей проблеме здоровья детей. Причинами могут являться: отсутствие основных элементов здорового образа жизни: режим труда и отдыха, вредные привычки, неполноценный двигательный режим, недостаточная личная гигиена, нерациональное питание, социально-неблагополучная обстановка в семье и другое.
Главная цель использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе - это улучшение показателей состояния здоровья и качества жизни детей в процессе обучения, поскольку здоровьесберегающие технологии направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье, как главной ценности жизни.
Здоровье подрастающего поколения, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в образовательных учреждениях связаны более 70% времени его бодрствования. Очень бы хотелось, чтоб это время шло на пользу, а не во вред. Как этого добиться?
Существует немало обсуждений и рекомендаций на данную тему, но хотелось бы определиться и выделить основные аспекты здоровьесберегающих технологий.
Для начала обратимся к санитарно-эпидемиологическим требованиям, которыми необходимо руководствоваться в организации образовательного процесса.
Так, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Требования вышеназванного документа направлены на охрану здоровья обучающихся, при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к:
- размещению общеобразовательного учреждения;
- территории общеобразовательного учреждения;
- зданию общеобразовательного учреждения;
- оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
- воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
- естественному и искусственному освещению;
- водоснабжению и канализации;
- помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;
- режиму образовательного процесса;
- организации медицинского обслуживания обучающихся;
- санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
- соблюдению санитарных правил.[4]
Из перечисленного списка требований становиться ясно, что здоровьесберегающие технологии, начинаются еще задолго до «закладки фундамента» будущего здания образовательного учреждения.
Что же касается самого процесса обучения, то здесь каждому педагогическому работнику, будь то преподаватель или мастер производственного обучения, необходимо выстроить свою, четкую организационную структуру, при проведении уроков или производственного обучения.
Изучив большое количество материалов по здоровьесбережению обучающихся, можно выделить наиболее важные и значимые технологии в обучении.
В соответствии с ФГОС, особое внимание уделяется созданию условий, обеспечивающих укрепление и сохранение здоровья обучающихся, формированию их здорового образа жизни.
Прежде чем, начинать реализовывать какие-либо механизмы обучения, для начала требуется мотивация педагогического состава. Преподаватель должен понимать сущность требований и овладеть основными формами ее реализации.
Организация образовательного процесса с позиций здоровьесбережения – главная задача каждого преподавателя. Для среднего профессионального образования характерны учебные нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам, ПМ и их составляющим междисциплинарным курсам, учебной и производственной практикепоэтому профилактика переутомления на теоретических уроках и уроках производственного обучения особенно важна.[2]
При организации учебного процесса должны учитываться следующие принципы здоровьесбережения:
учет возрастных особенностей обучающихся;
учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся;
выявление этапа оптимальной работоспособности обучающихся;
использование различных форм предоставления информации (плакаты, мультимедийные средства);
создание на уроке благоприятного психологического климата;
В течение урока преподаватель должен уметь распознавать первоначальные признаки утомления обучающихся и предупреждать его.
Для этого, педагогу необходимо оптимизировать учебный процесс, это означает выбор такой методики обучения, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил преподавателя и обучающихся.Говоря обобщенно, учебный процесс будет оптимальным, если его результат высокий и достигается в короткий срок с минимальными усилиями обучающихся и преподавателей. [3]
Поэтому во время проведения уроков преподаватель должен соблюдать следующие правила:
1. Положительный эмоциональный настрой в начале урока, позволяет поддерживать у обучающихся высокий уровень работоспособности и стрессоустойчивости.
2. Объяснение нового материала с опорой на опыт самого обучающегося, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения.
3. Учёт не только индивидуальных способностей, но и ритма исполнения задания.
4. Личностный позитивный пример преподавателя. Нельзя приносить свои личные проблемы на работу.
5. Целеустремленность преподавателя в донесении сущности темы урока, помогает обучающимся легче включаться в ритм, они не только слушают, но и слышат сказанное педагогом, начинают более легко осваивать новую тему, помогают друг другу, что развивает коммуникативные навыки и взаимопомощь.
Желательно, чтобы окончание урока было неимпульсивным: обучающиеся имели возможность задать вопросы по пройденной теме, а преподаватель в спокойной обстановке прокомментировал свои ответы.
Помимо перечисленных правил необходимо соблюдать гигиенические условия в кабинете:
-светлые тона стен;
-своевременное проветривание кабинета;
-рациональное освещение всей аудитории, индивидуального рабочего места и доски, т.е. при необходимости можно закрыть или открыть жалюзи на окнах, включить дополнительный верхний свет.
В заключении, хотелось бы отметить, что здоровьесбережение-это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также единство всех уровней жизнедеятельности человека, а если перенести это на образовательный процесс, то это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы, взаимодействие обучающихся и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения в ходе обучения. Будьте здоровы!
Список использованных источников:
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – с. 272
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. № 06-846. Режим доступа: ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71076382/#ixzz4awPTP6tvПедагогика//Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=107СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»