Статья на тему Музыка, как средство здоровьесбережения в образовательном процессе

Автор: Журавская Елена Петровна, учитель музыки МБОУ«Нахабинская гимназия №4» Красногорского муниципального района Московской области.
Ежегодное ухудшение здоровья учеников подтолкнула автора заняться экспериментальной работой в области здоровьесбережения. Проанализировав достаточное количество источников, был сделан вывод: решить задачу оздоровления подрастающего поколения можно с помощью музыки. Музыка – эффективное средство восстановления здоровья и оптимизации поведения и её потенциал очень велик: с помощью музыкальных средств:
слушание комплексной специализированной музыки,
использование классической музыки разной направленности,
вокальные тренинги и звуковые упражнения,
звуковая и дыхательная гимнастика,
музыкально-ритмические игры,
музыкально-двигательные игры, инсценировки;
игра на шумовых музыкальных инструментах,
мы можем добиться позитивных результатов. Применение различных музыкальных средств позитивно и эффективно влияет на поведение и здоровье обучающихся, улучшает настроение, развивает музыкально-творческие способности, формирует положительную самооценку.
Эффективность применения музыки подтверждается результатами диагностики: 1) психологической атмосферы в группе;
2) уровня самооценки; 3) исследования психоэмоционального состояния;
1). Диагностика психологической атмосферы в группе
Методика (по А. Ф. Фидлеру) используется для оценки психологической атмосферы в коллективе.
Результаты ДИАГНОСТИКИ психологической атмосферы
5-7 классов за 3 года

Данные диаграммы свидетельствуют о ежегодном стабильном улучшении психологической атмосферы в классах с 44 до 72 баллов.
Вывод: данные свидетельствуют об улучшении психологической атмосферы в 5-7 классах в целом и у каждого обучающегося в частности. Если в начале 2009 учебного года атмосферу можно было охарактеризовать как не очень дружелюбную, а некоторые дети, особенно девочки, характеризуют настроение, как враждебное, то в конце 1 полугодия 2012 года ситуация значительно улучшилась. Атмосфера стала более дружелюбной, что явственно отражено в индивидуальных опросах.
2). Уровень самооценки
(Анастази А., Урбина С. «Психологическое тестирование», изд. «Питер»,2006г.)
Обучающиеся отвечают на 32 вопроса, им предложены 5 вариантов ответа на каждый из них, чем меньше число, тем выше самооценка, чем больше число, тем ниже уровень самооценки.
Уровень САМООЦЕНКИ обучающихся 5-7 классов за 3 года
Вывод: данные свидетельствуют о повышении уровня самооценки у каждого обучающегося и 5-7 классах в целом.
В начале 2009 года уровень самооценки был средним – 51 балл, в 2011 – уменьшился до 40 баллов, в конце 1 полугодия 2012 года уровень самооценки стал ВЫСОКИМ- 29 баллов.
3). Исследование психоэмоционального состояния
Исследование психоэмоционального состояния осуществляется на основе анализа психологического рисуночного теста «Страна Музыкалия», проводимого в начале и в конце учебного года.
Результаты исследования
психоэмоционального состояния обучающихся 5-7 классов за 3 года
В начале 2009 года:
у 48% - обучающихся доминировали настроения грусти, злости, обиды;
у 53% - прослеживались проблемы в общении;
у 47% - проблемы в самореализации,
у 29% - отсутствовали позитивные мысли.
В конце 2011 года:
у 45% - исчезли злость и обида,
у 51% - приумножились радостные мысли и настроения,
у 38% - большинство негативных эмоций ушли, или деформировались в более лояльные,
у 74% - исчезли проблемы в общении,
ВЫВОД: Исследования и разнообразная диагностика, проведённая по истечении трёх лет занятий, подтверждает эффективность и продуктивность ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ, основанной на методах музыкальной терапии.
Улучшилась психологическая атмосфера в классах, вокально-хоровых группах, повысился уровень самооценки, улучшилось психоэмоциональное состояние.

ЛИТЕРАТУРА:

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007 . Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Петрушин В.И. «Психология и педагогика художественного творчества», М., Академический проект. Гаудеамус., 2008.
Петрушин В.И. «Психология и педагогика художественного творчества», М., Академический проект. Гаудеамус., 2008.
Шушарджан С.В. «Руководство по музыкотерапии». М.,Медицина, 2005.

15