Доклад на тему Профессиональное выгорание педагога


ДОКЛАД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛГА ДЛЯ МО ПЕДАГОГОВ ИНТЕРНАТА НА ТЕМУ: «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ»
Многочисленные исследования говорят о неблагополучном состоянии здоровья современного педагога. Профессию педагога можно отнести к группе риска по частоте нарушения здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974-м для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Что же такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Причинами эмоционального выгорания могут быть:
неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;
неумение жить в данный момент, считая его главным в жизни;
наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;
неумение найти место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии и тем самым сохранить здоровье.
Синдром выгорания в определенной степени является защитным механизмом, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
Предполагается, что синдром профессионального выгорания может быть обратим на любой стадии развития, но наиболее успешно его преодоление проходит на начальной стадии.
На более поздних стадиях выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и отношениях с окружающими. Один из характерных признаков выгорания - утрата интереса к работе. Таким образом, синдром выгорания негативно сказывается не только на профессиональной деятельности, но и в целом определяет качество жизни человека.
Давайте зададимся вопросом: почему в современном обществе возникла такая проблема?
Во-первых, профессия педагога- профессия здоровьеразрушающая, во-вторых, мы наблюдаем кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодежь все реже идет в педагогику.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция-защитная);
проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
окончание учебного года.
Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс.
Ученые, исследующие эмоции, опираясь на многолетний опыт работы, признают необходимость их рациональной регуляции и считают, что причины проявления эмоциональной неустойчивости в деятельности педагога обусловлены рядом объективных и субъективных факторов.
К объективным факторам относятся:
социальный (изменения в системе общественных ценностей, повышенные психоэмоциональные нагрузки современной жизни, непрестижность профессии, недооценка общественной значимости, дошкольного образования, неудовлетворенность социальным окружением на работе – «чисто женский коллектив»);
материально-бытовой (условия жизни и быта, материально-техническое обеспечение работы, снижение жизненного уровня);
фактор ответственности (повышенная ответственность за жизнь, благополучие, физическое и психическое здоровье детей);
фактор взаимодействия – неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, конфликтность в системах:
1) «руководитель-подчиненный» (отсутствие оптимального руководства, невнимание к личности сотрудника, неудовлетворенность решениями руководства);
2) «коллега-коллега» (недобросовестное отношение к работе, психологическая несовместимость коллег, неблагоприятный психологический микроклимат);
3) «педагог - ребенок» (нарушение дисциплины, непонимание ребенка, особенности современных детей);
4) «педагог - родители» (игнорирование требований к ребенку со стороны детского сада и семьи, необоснованные претензии к воспитателю);
организационно-административный (перегруженность поручениями, открытые занятия, педсоветы, непродуманное введение новшеств, нечеткая организация и планирование деятельности, завышенные нормы численности детей).
Субъективные факторы, т.е. психологические особенности личности, личностные (мотивационные, эмоциональные, нравственные и др.) характеристики, провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной деятельности. Результат их воздействия - «экономия» эмоциональных ресурсов («не обращать внимания», «беречь нервы», т.е. эмоционально игнорировать напряженную ситуацию). А это влечет за собой разного рода негативные последствия и для самочувствия, и для здоровья.
Основная причина синдрома выгорания - это несоответствие между личностью и работой.
Синдром профессионального выгорания включает в себя три составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Эмоциональное истощение проявляется в подавленном настроении, депрессии, равнодушии, эмоциональном перенасыщении, хронической усталости, снижении креативности.
Под деперсонализацией в данном случае понимают деформацию отношений с другими людьми. Это может быть как повышение зависимости от других, так и, наоборот, повышение негативизма и циничности по отношению к субъектам деятельности.
Что касается редукции личных достижений, то она проявляется в виде недооценки или даже негативной оценки себя, своих профессиональных достижений, служебных достоинств и перспектив, может приводить к ограничению своих возможностей и обязанностей по отношению к другим людям.
В процессе профессионального выгорания перечисленные характеристики психоэмоционального состояния являются как следствием развития синдрома, так и факторами, обуславливающими его развития.
Профессиональное выгорание рассматривается, в том числе, как долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие воздействия продолжительных профессиональных стрессоров средней и высокой интенсивности.
Мы предлагаем вам выполнить упражнение, которое поможет осознать, какие качества личности преобладают в вас, с какими вам хотелось бы распрощаться, а какие, наоборот – приумножить.
Упражнение «Дерево качеств» (музыка)
Психолог: Все мы знаем, что рабочий день воспитателя насыщен ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Однако следует заметить, что условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации только в том случае, если они воспринимаются, понимаются и оцениваются педагогом как трудные, сложные, опасные. А то, как воспринимается ситуация во многом зависит от наших личностных особенностей. Среди личностных особенностей педагога, «попавшегося на крючок» профессионального выгорания, выделяют следующие качества, представленные на «листочках».
Раздается набор качеств в виде листочков, воспитатели зачитывают.
Психолог: Конечно, воспитатель, обладающий этим «набором» качеств, не только сам испытывает отрицательные эмоции, но и оказывает пагубное влияние на тех, кто рядом. Но мы знаем, что на каждое действие всегда есть противодействие. Поэтому предлагаю к каждому рассмотренному качеству подобрать такое, которое является его противоположностью. Эти качества вы можете взять из второго набора в форме корней. Таким образом, вы к каждому «листочку» подберете «корень». Таким образом, пара «лист» — «корень» представляет собой пару антонимов. Участники работают индивидуально.
Проходит обсуждение, педагоги обосновывают свой выбор.
По завершении этой работы психолог предлагает сверить свой вариант с «ключом»
Корень – лист
Высокая работоспособность - утомляемость
Общительность – замкнутость
Активность - пассивность
Эмоциональная стабильность - повышенная изменчивость организма
Уравновешенность - раздражительность
Способность к риску - тревожная мнительность
Прогрессивность — консерватизм
Эмпатия - эмоциональная холодность
Умение расслабиться — сверхконтроль
Уверенность - нерешительность
Психолог: А теперь вам предлагается из каждой пары антонимов выбрать одно из двух (либо «лист», либо «корень») в зависимости от того, что на данный момент доминирует в вас.
Каждый педагог оформляет свое «дерево», добавляя «листья» и «корни».
Психолог: Получилось дерево. Давайте оценим устойчивость нашего дерева. Бурю какой силы по шкале от 0 до 10 баллов сможет оно выдержать? Поставьте балл (подсчитывается по количеству качеств в корне).
Представляется ли Вам необходимым и возможным усилить дерево? Посмотрите на ваше дерево. Обратите внимание на ваши качества – помощники, которые вас поддерживают. А теперь, подумайте о том, чего вам, может быть, не хватает, но вы хотели бы, чтобы это качество у вас было, вы знаете, что оно вам будет полезно для укрепления вашего «дерева качеств».
А теперь, когда мы узнали кое-что о профессиональном выгорании и определили личностные качества, помогающие ему противостоять, мне бы хотелось провести методику диагностики синдрома профессионального выгорания. Для этого я раздам вам бланки, которые необходимо заполнить в соответствии со своими ощущениями. Помните о том, что не может быть правильных или неправильных ответов. Отвечайте не раздумывая, первое, что пришло в голову.
Мы предпочитаем верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Поэтому мы предлагаем вам ряд методических рекомендаций, позволяющих справиться с состояниями, способствующими профессиональному выгоранию, предотвратить возникновение стрессовых ситуаций и помогающих выйти из уже сложившихся.