Выступление на педагогическом совете Профессиональное становление педагога


Выступление на педагогическом совете
«Профессиональное становление педагога»
М.В.Бабушкина- председатель МС школы
Слайд
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования, необходимость постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой.
Слайд
Профессиональное становление педагога - это непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности.
Слайд
Учитель - основной организатор педагогического процесса в школе. Успех в деле обучения и воспитания школьников требует наличия у педагога профессионально значимых качеств личности.
Каждый из нас должен систематически стремиться к развитию у себя педагогических способностей, заниматься профессиональным самовоспитанием.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.
Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.
Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.
Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав.
Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, наличие педагогического такта.
Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Способный, опытный педагог внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой)».Педагогические способности являются не только залогом эффективной деятельности педагога, но и результатом его постоянной работы над собой.
Слайд
Сущность процесса профессионального становления заключается в совершенствовании личностно-деловых и профессиональных качеств педагога, а также повышении уровня знаний, умений и профессиональных компетентностей, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.
Слайд
Профессиональное самосовершенствование в педагогической деятельности можно разделить на две относительно самостоятельных составляющих – самовоспитание и самообразование, которые взаимно дополняя друг друга, оказывают влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса.
Профессиональное самовоспитание - это сознательная работа по систематическому развитию у себя положительных и устранению негативных качеств личности.
Профессиональное самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность педагога, которая:
осуществляется добровольно,
управляется самим человеком,
необходима для совершенствования педагогического процесса.
Традиционно самообразованием считается самостоятельное обучение.
Итак, профессиональное совершенствование осуществляется через самообразование и самовоспитание.
Слайд
Одним из средств профессионального самовоспитания является формирование самооценки.
Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, (т.е. достигаете ли вы того, чего хотите), а второй - в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка.
Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те педагоги, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.
Основной способ формирования самооценки педагога — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности педагога. Профессиональный идеал создать можно через чтение специальной литературы, просмотр фильмов, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов.
Итак, для самосовершенствования необходим профессиональный идеал педагога, к которому необходимо стремиться. Правильно сформированный идеал - условие эффективности самовоспитания.
Слайд
К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.
Педагог, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.
Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами педагогов, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании.
Наконец, фактор времени. Оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.
Слайд
Учеными выделены уровни профессионального становления педагога. Переход от первого до последнего уровня - длительный и многоступенчатый процесс.
Е.А.Климов (отечественный психолог) предлагает следующую периодизацию жизненного пути профессионала.
оптация период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении
адаптация вхождение в профессию и привыкание к ней
фаза интерналаприобретение профессионального опыта
мастерство квалифицированное выполнение трудовой деятельности
фаза авторитета достижение профессионалом высокой квалификации
наставничество передача профессионалом своего опыта
Слайд
«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться». А.С.Макаренко
Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.
Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование.
Слайд
Формы организации самообразования различны:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
3.Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педагогических советах, методических объединениях;
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования.
Это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Все эти пути и методы самообразования взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно.
Слайд
Самосовершенствование – процесс непрерывный, развивающийся, следовательно, и цель его меняется, требования к педагогу постоянно растут. На практике это проявляется в том, что цель самосовершенствования в сущности недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта.
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.
Совершенству нет предела.