Статья Профессиональное выгорание педагога


Профессиональное выгорание педагога.
Статья учителя физики ГБОУ ВСОШ Халлимовой С.С.
Профессиональное “выгорание” - это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.
Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).
- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?
Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте,
к которому приводят:
предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка
отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства
недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное
невозможность влиять на принятие важных решений
необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)
работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением)
отсутствие каких – либо интересов вне работы
переживание несправедливости
неудовлетворенность работой
Педагогический коллектив- это сообщество образованных людей и это накладывает свой отпечаток. Мы больше знаем, мы чаще задумываемся, рефлексируем себя, свою деятельность. Хорошо если бы эта рефлексия носила конструктивный характер- не превращалась в самобичевание. Это специфика наших деловых отношений, это особенности семейных отношений, как поддержки.
Мы очень часто забываем о себе, забываем отдохнуть между занятиями, кое как обедаем. Это какие- то эмоциональные шаблоны, сила авторитарности, присущая нашей деятельности. Мы очень конфликтны, агрессивны, мы импульсивно или эмоционально реагируем на какие- либо ситуации. Наше профессиональное окружение, это тот микроклимат, который есть в наших педагогических коллективах. Это горение идеями, это инновации, конкуренция, которая либо стимулирует или наоборот приводит к стрессу.
Эмоциональное выгорание – это один из аспектов человеческого здоровья. Поэтому, для начала, выясним что такое здоровье. Уровни здоровья человека: биологический, психологический, социальный. Когда мы говорим о биологическом уровне здоровья- это физическая активность, функционирование организма, это способность к мобилизации и адаптационные ресурсы. Во многом они заданы нам изначально, при рождении. В течении жизни мы можем их преумножить, закалить, что очень важно для педагога.
Когда мы говорим о психологическом аспекте здоровья, то стоит отметить два момента: это прежде всего психическое здоровье человека: память, внимание, мышление, это наше состояние активности, бодрости, любопытства, либо, наоборот, пассивности, нежелания принимать новую информацию.
Следующий момент- это психологическое здоровье. Слова очень похожи, но смысл другой. Психологическое здоровье- это гармония, самодостаточность, это устойчивость, сопротивляемость, это его активность.
Очень важными факторами вашего здоровья являются, прежде всего, специфическое поведение человека в стрессовой ситуации.
Есть такое понятие как коппинг стратегия- это способы преодоления возникающей стрессовой ситуации. Есть эффективный коппинг-стратегия, когда человек меняет себя, меняет обстоятельства. Есть неэффективный- человек уходит в себя, подавляет свои желания.
Сюда же можно отнести злоупотребление веществами, т.е. ситуации, когда проведя урок мы бежим выпить чашку кофе. Это стимулирует, и мы подсаживаемся на стимулирующие и без этого уже не можем- это форма зависимости, которая не способствует укреплению здоровья. Что способствует укреплению здоровья- это режим питания, спорт, режим питья, общение с позитивными людьми и проведение досуга, наличие хобби. Если всего этого нет и мы живем только работой- дома и на работе, то мы усугубляем фактор эмоционального выгорания.
Влияние профессии на человека может быть двояко: с одной стороны растет наша компетентность, мастерство. Если вспомнить свои первые уроки и сравнить с тем как мы работаем сейчас- мы спокойнее, увереннее, у нас сложились стереотипы и стандарты уроков.
А с другой стороны с нами происходит деформация, т.е. изменение человека под влиянием профессии. Признаки — деформации- это синдром хронической усталости и эмоциональное выгорание.
У педагогов это проявляется в том, что в первую очередь страдают наши близкие. Кто из вас не слышал от домашних «не рули», «не кричи», « спокойно, не в школе» и т.д.
Да мы оправдываемся, что ничего подобного не делаем – и это правда. Дело в том, что устоявшиеся поведенческие стереотипы: высота, тембр и сила голоса, желание сказать, что правильно именно так – все это рассматривается как профессиональная деформация.
Рассмотрим типы профессиональной деформации.
Общепедагогические.
Чем же похожи все педагоги? Очень часто они авторитарны, мы годами из урока в урок излагаем истину, навязываем эту истину, категоричны. Точно также мы ведем себя в повседневно жизни- это догматизм, это консерватизм, отсутствие гибкости, это определенная раздражительность и конфликтность, т.е. педагог угадывается по поведению.
2.Типологические.
У одних педагогов позиция личность-педагог на первом месте, т.е. это человек на пьедестале- это высокомерие, дистанция в общении, навязывание истины другим людям, это желание давать советы, когда нас об этом не просят, это монологичность в общении, властность, категоричность…
С другой стороны, педагоги без пьедестала, которые иногда забывают, что они педагоги, очень часто это может проявляться в неадекватном эмоциональном реагировании.
3. Специфические предметные.
Педагоги всегда склоны понять человека, готовы к сотрудничеству, но у многих из нас проявляется узко направленность - любой из нас может доказать, что его предмет самый главный. При выявлении данного типа деформации сравнили педагогов с большим стажем гуманитариев и естественного цикла: исследователи отметили, что гуманитарии отличались общительностью, эмоциональностью, образностью мышления, некой болтливостью. У такого учителя очень часто не хватает времени на уроке на реализацию поставленных задач, т.к. они очень часто отвлекаются.
У педагогов –естественников, наоборот: проявляется логичность, сдержанность, сниженный уровень общительности, эмоциональности. Во время перерыва в учительской они стараются больше посидеть молча с журналом, книгой, чем обсуждать что-то с коллегами.

4. Индивидуальные.
Мы все обладаем своим характером, темпераментом, своими способностями и из урока в урок, из года в год наши индивидуальные способности оттачиваются, заостряются. Оттачиваются и наши черты характера: холерики конфликтны или авторитарны на работе, а более воспитанные и сдержанные люди отрываются на своих близких.
Если это меланхолик- то у него очень быстро происходит истощение нервной системы. Он пытается всех понять, ко всем подстроится, он очень мнительный, тревожен. Любые комиссии, проверки, отчеты и т.д. вводят его в состояние повышенной стрессовости, не зависимо от стажа его работы и мастерства. И в данном случае человек вредит как бы сам себе.
Можно отметить влияние способностей, если человек артистичный сам по себе, то часто уроки превращаются в очень красочные, интересные мини представления.
Человек с математическими способностями- часто сориентирован на отработку умений и навыков и часто страдает общение с учениками, умение их расположить к себе.
Все это вместе и есть проявления нашей профессиональной деформации. У каждого из нас это проявляется либо в большей степени, либо в меньшей. И это вынуждает нас к рефлексии- проследите за собой в обычной обстановке, задумайтесь над своим темпераментом, своими способностями. Вне стен школы мы не учитель на уроке- мы обычный прохожий, который почему- то вдруг вмешивается и дает советы. И подумайте, как влияет предмет, который мы любим и преподаем многие годы на то, что с нами происходит.
Основными компонентами деформации человека в профессии являются 2 компонента: синдром хронической усталости и синдром психического выгорания.
Синдром хронической усталости- это частное проявление- это усталость к вечеру, вплоть до полного безразличия, проявления усталости утром, вялость, вечное желание поспать, снижение активности и работоспособности, нет сил и желания разрабатывать новые уроки, читать новую литературу и т.д.
Синдром психического выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.
Второй момент- это деперсонализация. У человека нарушается ценность собственной личности, появляется зависимость от других или наоборот негативизм, нежелание делать то, что делают другие.
Третий момент- это редукция собственных достижений, это преувеличение собственной значимости, т.е. ощущение что работаю я одна, либо наоборот ограничение своих обязанностей, т. е. мы даем себе возможность что-то не доделать, не довыполнить и т.д. и всегда находим оправдание своим поступкам.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:
- на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний; повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);
- третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» учитель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.
В связи с развитием синдрома профессионального выгорания наиболее уязвимы те, кто предпочитает бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под контролем.
А также «трудоголики» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения) Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.
Проще тем, кто имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе, в погоде и т.д.
Решающую роль в предотвращении синдрома профессионального выгорания является социальная поддержка со стороны коллег, руководителей, семьи, друзей. Особенно значимой является поддержка администрации. Для работников при стимулировании важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что обозначается как справедливость.
Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.
1.Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация также может четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников
В учебные программы можно включить техники контроля собственного времени и выработки уверенности в себе, информацию о стрессе, техники релаксации.
В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).
2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива, существующего как единое целое, как группы людей, поддерживающих друг друга. Тем не менее, решение вопроса можно найти в расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей), что ведет к большей терпимости и взаимопониманию. Решение этого вопроса можно найти и в организации командообразующих тренингов. 
Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека.
3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.
Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. Креативность – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Креативность является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.
Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.
«Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности.
Можно выделить следующие приемы саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения, типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение человека к высшим силам  (богу, вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Следующие советы, помогут Вам справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими.
1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.
2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.
3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша «группа поддержки».
4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.
5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать всевозможные тренинги релаксации.
6. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри и др.
7. Стремитесь находить смысл во всем (как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах).
8. Нужно любить всё, что вы делаете.