Программа на тему: Мир деятельности


















Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Клепиковская средняя общеобразовательная школа № 1»

Согласовано: Утверждаю:
Завуч по УВР ___________ С.П.Сухова Директор школы__________С.М. Лазарев


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
« Мир деятельности» в соответствии с требованиями
ФГОС НОО
1 «В» класс
2015 – 2016 учебный год

Учитель:
Брякова Елена Сергеевна

ПРОГРАММА
надпредметного курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1-х классов общеобразовательной начальной школы
Пояснительная записка
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Целью курса «Мир деятельности» для учащихся 1
·4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:
1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости
· коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Курс «Мир деятельности» состоит из 4-х параллельно развивающихся содержательно - методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте УУД,
предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД соответственно). Основной, системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые
определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого
результата. Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и
еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточно уровня развития познавательных процессов и мышления, без владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т.д. применение знаний будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными.Задача ценностной линии
· сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности. Таким образом, данное содержание курса «Мир деятельности» представляет собой целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Общая характеристика курса «Мир деятельности»
Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы:
1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль умения выполнять действие.
2. Организация образовательного процесса
В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Включение детей в учебную деятельность на уроках по курсу «Мир деятельности», как и на предметных уроках, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода обучения.
В 1 классе на этапе проектирования учащиеся приобретают лишь первичный опыт самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности. В дальнейшем на уроках курса «Мир деятельности» они осваивают алгоритм целеполагания, и у них вырабатывается умение ставить цель в соответствии со всеми 4 выделенными этапами формирования УУД. Точно так же учитель организует систему работы по формированию умений строить план, выбирать способ и средства достижения результата, определять сроки и т.д. Таким образом, постепенно и поэтапно у учащихся формируются проектные умения в их целостности. Работа по курсу «Мир деятельности» становится школой саморазвития и для учителя, помогает ему осознать сущность метапредметных результатов ФГОС и методы их достижения.
Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться. Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.).






Учебное содержание курса «Мир деятельности» 1 класс
1 ч в неделю, всего 32 ч
Организационно-рефлексивная линия (9 часов). У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).
Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.)
Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).
Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение
· думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии. Цель выполнения домашнего задания.
Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.
Коммуникативная линия (3 часа). Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.
Правила поведения на уроке. Правила работы в паре, в группе.
Познавательная линия (1 час). У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

·Как научиться быть внимательным.
Ценностная линия (6 часов). У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.
Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.
Семья – мой помощник в учении.
Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1час)
Диагностика (2 часа).
Резерв (6 часов).



Описание места курса в учебном плане
На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, всего 32 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Курс «Мир деятельности» - актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы. Данный курс поможет ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.
Курс «Мир деятельности» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.
В ходе работы ученик задумывается и отвечает на вопросы:
- Что значит учиться?
- Что мне нужно сделать, чтобы успешно учиться?
- Какие качества помогут мне успешно учиться?
- Как согласованно и дружно работать в паре или группе с другими учениками?
- Как я смогу исправить свои собственные ошибки?
Курс помогает первоклассникам:
1) учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания;
2) не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности;
3) развивать навыки согласованной работы в группах;
4) развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность;
5) учиться более увлеченно и результативно.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1) освоение основных правил общения и формирование умения их применять;
2) освоение правил поведения на уроке и формирование умения их применять;
3) освоение правил поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобретение опыта их применения;
4) освоение правил культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобретение опыта их применения;
5) освоение основных приёмов развития внимания, приобретение опыта их применения;
6) освоение простейших правил и приемов сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобретение опыта их применения;
7) формирование представлений о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность, приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.
Метапредметные и предметные результаты
1) освоение основных функций ученика и учителя на уроке;
2) освоение последовательности из 10 шагов учебной деятельности;
3) формирование умения определять основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага;
4) формирование умения осознанно осуществлять пробное учебное действие;
5) формирование умения грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия;
6) формирование умения формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы;
7) формирование умения формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем;
8) формирование умения на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез;
9) формирование умения самостоятельно проверять свою работу по образцу;
10) формирование умения применять алгоритм исправления ошибок при проверке выполненного задания;
11) формирование умения работать в парах.
Оценивание работы учащихся
Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.
Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.
Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.
Рекомендовано по курсу «Мир деятельности» использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще».
Результатом контроля (текущего и итогового) по курсу «Мир деятельности» должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
Ученик в индивидуальной беседе со взрослым может сам зафиксировать свои достижения и проблемы (то, над чем ему еще надо поработать), предложить свой вариант итоговой оценки, сравнить свой вариант с вариантом, обоснованным учителем, и, если потребуется, сам скорректировать свой выбор. Вера ребенка в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений – ключевые метапредметные умения, определенные ФГОС.
Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными (то есть не было аналогов двоек). Например, можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!!

1 класс (1 ч в неделю, всего 32 часа)
№ п/п

Тема

Цели

1 четверть


1
Тема: «Учиться А что это значит?»
Сформировать представление об УД
Организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в УД.

2
Тема: «Учитель и ученик»
Сформировать представление о функции учителя и ученика на уроке, о цели и результате учебной деятельности.

3
Тема: «Я ученик. Правила работы на уроке»
На основе опыта, приобретенного учащимися на уроках в течение первых трех недель, и правил общения составить общий список правил поведения на уроках (правил: как надо сидеть, поднимать руку и т.д.)
Построить основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, вред кличек, сочувствие, комплименты).
Предложить каждому дома придумать одно правило поведения на уроке, соответствующее правилам культурного общения.

4
Тема: «Личностные качества: активность в учебной деятельности»
Сформировать представление о понятии «активность в УД».
Показать значимость активной позиции.

5
Тема: «Учимся дружно. Работа в парах»
Построить простейшие правила работы в паре и группе.

6
Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
Обобщить и систематизировать знания, обобщить накопленный опыт применения этих знаний.

7
Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» (продолжение)
Обобщить и систематизировать знания, обобщить накопленный опыт применения этих знаний.

8-9
Резерв (2 урока)


2 четверть


10
Тема: «Как научиться быть внимательным?»
Сформулировать простейшие приемы развития устойчивости внимания.

11
Тема: «Затруднение – мой помощник в учении»
Сформировать представление о затруднении как необходимом этапе учения и о правильном отношении к нему со стороны ученика.

12
Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье»
1) Сформировать представление о ценностях как о важных достижениях людей, которые помогают в жизни каждому человеку.
2) Создать ценностную диаграмму класса.
1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к своей жизни и своему здоровью.
2) Раскрыть понятие «здоровый образ жизни», как фундамент каждой ценности.

13
Тема: «Учимся дружно. Работа в группах»
1) Сформировать представление об основных ролях в структуре коммуникации: автор и понимающий.
2) Сформулировать правила высказывания «автором» своих суждений.
Построить простейшие правила группового взаимодействия.

14
Тема: «Личностные качества: терпение в учебной деятельности»
1) Сформировать представления о духовных и материальных ценностях, выявить признаки их отличия.
2) Показать значимость терпения в УД как личностного качества

15
Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
1) Выявить отличие знаний и умений, сформировать представление о повторении, тренировке как необходимом этапе перехода от знания к умению.
2) Построить алгоритм перехода от знания к умению.

16
Резерв (1 урок)


3 четверть


17
Урок диагностики № 1
Провести диагностику первичных знаний и умений, полученных в результате прохождения программы.

18
Тема: «Как выяснить, что я не знаю?»
Сформировать представление о структуре I этапа УД.

19
Тема: «Зачем ученику домашнее задание»
Сформировать представление об УД вне уроков.
Раскрыть значимость выполнения домашнего задания.
Организовать постановку учащимися перед собой основных общих целей выполнения домашнего задания.

20
Тема: «Семья – мой помощник в учении»
Сформировать представление о том, как правильно обратиться за помощью к семье в процессе УД и как построить взаимодействие с семьей.

21
Тема: «Пробное учебное действие»
Сформировать представление о пробном учебном действии как о необходимом этапе обучения.

22
Тема: «Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать»
1) Построить алгоритм исправления ошибок.
2) Закрепить понятия образца и эталона.

23
Тема: «Причина затруднения»
Сформировать представление о причине затруднения в УД при открытии нового как о незнании нового правила, понятия, алгоритма.
Построить простейший образец формулирования причины затруднения в УД.

24
Тема: «Невероятные приключения первоклассников в Тридевятом царстве, или история о том, что значит учиться»
Систематизировать знания учащихся о структуре УД.
В игровой форме провести путешествие по открытым детьми шагам УД.

25
Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
Обобщить и систематизировать знания, открытые на предыдущих уроках.
Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.

26
Резерв (2 урока)


4 четверть


27
Тема: «Как проверить свою работу»
Построить алгоритм самопроверки своей работы по образцу.
Сформировать представление о доказательстве своей правоты с помощью образца.


28
Тема: «Личностные качества: честность в учебной деятельности»
Сформировать представление о понятии честность в УД.
Показать значимость честности как личностного качества.

29
Урок диагностики №2
Определить уровень освоения системы норм УД в результате изучения курса.

30
Тема: «Личностные качества: доброжелательность в учебной деятельности »
Сформировать представление о понятии доброжелательность в УД.
Показать значимость доброжелательности как личностного качества.

31-32
Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»
(творческая гостиная для детей и родителей)
1) Сформировать представление о ценностях как опыте поколений, открыть единство духовных ценностей для любого возраста.
2) Сформировать стремление становиться лучше самому, делать лучше мир, который тебя
окружает, ценностям, наметить перспективы открытия новых ценностей.
4) Сформулировать правила поведения, которые помогут беречь Природу.
3) В игровой форме провести путешествие по открытым для себя новым знаниям в течение учебного года.
















Заголовок 1 Заголовок 915