Конспект урока по русскому языку на тему Окончание и основа слова в самостоятельных словах. Нулевое окончание (5 класс)


Тема: «Окончание и основа слова в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах»
Цели:
- учить определять грамматические значения окончаний в различных частях речи: существительном, прилагательном, глаголе; познакомить с понятием «нулевое окончание»;
- расширить понятие об основе слова; учить находить и выделять основу в слове;
- развивать мотивацию к аналитической деятельности, способность к рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1) Что называется морфемой?
2) Какой раздел языкознания изучает морфемы?
3) Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова?
Лингвистическая разминка.
1) Образуйте от слова ДОМ новые слова с помощью разных морфем, обозначьте эти морфемы (домоводство, домовитый, домик, домишко, домище, домашний, бездомный, надомный, домовладелица, домоправительница, домосед, домочадцы, домострой, домохозяйка).III. Работа по теме урока
1. Наблюдение над теоретическим материалом учебника и чтение диалога (с. 6-10)
- Что такое окончание?
- Для чего служит окончание?
-Что обозначает окончание у имени существительного, у имени прилагательного, у глагола? Примеры.
- Что такое нулевое окончание? Примеры.
- Что такое основа слова? Что заключено в основе слова?
- Какие слова состоят только из основы? Примеры.
IV. Закрепление изученного материала
1) Упражнение 379, стр. 8 (комментированное письмо).
2) В словах работа, мечта, река найдите и обозначьте морфему.
Приведите свои примеры с такой морфемой, но слова должны быть существительными, прилагательными, глаголами.
3) Упражнение 386, стр. 11 (выполнение задания на доске и в тетрадях).
4) Работа с карточками.
– Прочитайте. Выделите окончания. В каких словах вы ничего не обозначили? Почему? Назовите виды орфограмм на месте пропуска букв.
Хрустит под н..гами сухой сн..жок.
Еще (не) св..тает, еще (не) пригрело.
Еще не восход,
Но от тыс..чи ног
На ул..цах словно бы пот..плело.
А. Яшин
V. Подведение итогов
- Что нового вы узнали об окончании?
- Почему важно уметь выделять основу в слове? (Потому, что в основе содержится лексическое значение слова)
Домашнее задание
1. §§72, 73
2. Упр. 382, 387 (по выбору)