Методическая разработка мастер – класса «Использование электронного учебника в учебном процессе»

Методическая разработка мастер – класса «Использование электронного учебника в учебном процессе»
Преподаватель высшей категории
Кравченко Инна Юрьевна, ГБПОУ РО РКСИ
Введение
XXI век – эпоха информационного общества. Компьютерные технологии уверенно внедряются в нашу жизнь. Бурный прогресс в области развития персональных компьютеров в современных условиях модернизации образования выводят педагогов на необходимость создания цифровых образовательных ресурсов.
Развитие технических средств, информационных технологий, средств визуализации информации, с одной стороны и происходящие в современном образовании перемены, теоретические и практические достижения в педагогике - с другой стороны, позволяют утверждать, что назрела необходимость в формировании новой культуры работы с учебной информацией.
В современной дидактике поднимаются вопросы нового подхода к организации учебников, с особенной остротой встает проблема создания учебников нового поколения.
Электронный учебник (ЭУ) является современным средством обучения и представляет собой программную среду, разработанную для индивидуального изучения теоретического материала, формирования и закрепления умений и навыков практического использования приобретённых знаний, осуществления разнообразных форм самоконтроля и контроля.

1. Отличительные признаки электронного учебника
Учебник, в классическом понимании, это книга для обучащихся, в которой в определенном прядке излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:
учебный материал излагается из определенной области знаний;
этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;
материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.
Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. Они заключаются в следующем:
Электронный учебник весь размещен на одном компакт-диске, содержит иллюстрации, карты к тексту, задания для проверки знаний в интерактивном режиме.
Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном..
Электронный учебник является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.
Для обеспечения многофункциональности при использовании электронного учебника на уроках: ЭУ поддерживает учебную программу по предмету; ЭУ - объединение всего изучаемого материала по курсу, такой ЭУ можно использовать:
на уроках;
для самостоятельных занятий;
для подготовки к сдаче зачетов, экзаменов.

2.Структурная организация электронного учебника
На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п.
Традиционное построение электронного учебника обычно содержит следующие укрупненные компоненты: содержательная, процессуальная, управляющая и диагностическая:



















Рис. 1 – Схема структурной организации электронного учебника

Содержательная часть учебника включает следующие компоненты: познавательный, демонстрационный; процессуальная часть включает компоненты: моделирующий, контрольный, закрепляющий.
Познавательный компонент направлен на передачу знаний обучаемому. Это, как правило, текстовая информация.
Демонстрационный компонент поддерживает и раскрывает содержательный компонент, который позволяет применять знания к решению практических задач.
Контрольно - закрепляющий компонент определяет степень усвоения учащимися изучаемого материала.
Управляющая часть представляет собой программную оболочку электронного учебника, способную обеспечить взаимосвязь между его частями и компонентами.
Диагностическая часть хранит статистическую информацию о работе с конкретными программами.

3. Функции цифровых образовательных ресурсов при использовании на уроках
Как и все методы, методические приемы, средства обучения выполняют триединство дидактических функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств ЦОР.
Обучающие функции:

· усвоение знаний (например, о фактах, понятиях, биологических и планетарных процессах законах, биологических теориях, способах деятельности);

· совершенствование качества знаний, закрепление полученных ранее знаний, усвоение системы контроля качества знаний (глубины, прочности, системности), в том числе использованием приемов дистанционного обучения);

· освоение методов естественнонаучного познания в предметной деятельности при помощи ЦОР;

· формирование практических умений при работе с натуральными и виртуальными объектами.
Развивающие функции:

· развитие всей системы познавательных процессов (внимания, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи);

· развитие аналитико-синтетических приемов мышления с использованием ЦОР;

· развитие творческих способностей на базе ЦОР.
Воспитательные функции:

· формирование естественнонаучного мировоззрения и естественнонаучного стиля мышления, способности алгоритмизировать собственную деятельность;

· становление социально ценных мотивов учения (в частности интереса к учению);

· формирование социально положительных элементов поведения;

· воспитание волевых и нравственных качеств личности.

4. Преимущества использования электронного учебника:
ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он:
обеспечивает практически мгновенную обратную связь;
упрощает поиск необходимой информации (в том числе контекстный поиск);
существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий);
обеспечивает дифференцированный подход к учебному процессу, т.е. позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума проверить знания по определенному разделу.

5. К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

6. Дидактические модели уроков с использованием электронного учебника
6.1. Изучение нового материала.
Студентов сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала студенты садятся у компьютера и начинают работать со структурными единицами параграфа ЭУ под руководством и по плану преподавателя.
Здесь высока эффективность использования ЭУ при формировании общих ключевых компетенций, необходимых для выпускника СПО: находить и использовать информацию. Например, в начале учебного года студенты составляют краткий конспект темы по шаблону, далее – без шаблона и с элементами творчества (составить схему процесса, описанного в теме).

6.2. Закрепление материала.
На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все студенты садятся у компьютера и под руководством преподавателя соотносят полученные знания с формулой параграфа.
Использование мультимедийных анимированных упражнений, решений задач в структуре ЭУ позволяет в индивидуальном скоростном режиме закрепить знания и навыки по изучаемой теме, получая мгновенную информацию о правильности суждений, последовательности операций.

6.3. Повторение и обобщение изученного материала.
Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи.

6.4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа.
Такая работа проводится в группах студентов (3-4 человека). В заключение урока (10 мин.) студенты обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение студентов к исследовательской работе на уроке.

6.5. ЭУ используется как средство контроля усвоения студентами понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования студентов фиксируются и обрабатываются компьютером.
Данные мониторинга могут использоваться студентом, преподавателем, методическими службами и администрацией.
Процент правильно решённых задач даёт студенту представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, студент в какой-то мере может управлять процессом учения.
Преподаватель, в свою очередь на основе полученной информации также имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты группы по содержанию в целом позволяют преподавателю увидеть необходимость организации повторения по этой или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности. Рассматривая результаты отдельных студентов по структурным единицам, можно сделать аналогичные выводы по каждому отдельному студенту и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы.

7 Что дает преподавателю использование электронных учебников на уроке?
опору на эмоциональную сферу восприятия;
экономию времени на уроке;
глубину погружения в материал;
повышенную мотивацию обучения;
интегративный подход в обучении;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.
ЭУ могут заменять многие практические и лабораторные работы.

8. Для студентов

При работе с электронным учебником у студентов формируются общенаучные знания, умения и навыки универсальных способов деятельности и ключевые компетенции: самостоятельно приобретать знания, осуществлять самоконтроль, развиваться и оценивать себя в данной образовательной области, находить, анализировать, структурировать информацию.
Это является важным в самоопределении и подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.
Использование компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности студента.
Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода электронных учебников.

9. Данные интернет-опроса обучающихся об использовании ЭУ на уроках
участникам анкетирования нравится самостоятельность при изучении нового материала (22%),
есть возможность вернуться к нужному месту(49%) ,
снимается психологический барьер между педагогом и учеником (16%),
нет субъективности при выставлении оценок(13%)
кроме того, участники отмечают и возможность восполнения пробелов в знаниях.
10. Электронный учебник по биологии (разработка студента РКСИ Филиппенко А.А.)
Электронные учебники или мультимедийные обучающие пособия в последнее время становятся составной частью учебного процесса. Гипертекстовая структура электронных учебников позволяет изучать материал исходя из уровня подготовки студента, а так же его личных интересов. Но различные организации, выпускающие подобные пособия, придерживаются собственным принципам организации интерфейса, подбора учебного материала и его комплектования, способа контроля знаний. Поэтому, возникает необходимость создавать электронные обучающие ресурсы адаптированные к методике преподавания, к учебному плану дисциплины в данном учебном заведении.

В настоящее время в ЭУ разработанном студентом РКСИ гр.ПО-43 Александром Филиппенко представлен материал из курса «Биология» по одному разделу - «Основы экологии» и содержит четыре темы.



Рис.2 - Запуск программы и заставка


ЭУ содержит теоретический материал. Информация хорошо структурирована и представляет собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий. На иллюстрациях, представляющих сложные модели, предусмотрена мгновенная подсказка, появляющаяся синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (схемы, рисунка и т.д.). Текстовая часть сопровождается многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации.


Пользователь может получить краткую справку о том или ином экологическом или биологическом термине в Глоссарии и при желании немедленно попасть в раздел, где этот термин обсуждается. В пособии создана разветвленная система вложенных гиперссылок, позволяющая вести поиск в отдельной статье, во всем материале и поиск внутри статей, на которые указывают гиперссылки.



Получить дополнительную информацию об ученых пользователь может обратившись к Библиографу.

Теоретическая часть ЭУ, кроме того, по каждой теме содержит контрольные вопросы и задания.
Электронный учебник вмещает в себе и средства контроля.
В состав электронного учебника входит система контроля и мониторинга. Результаты тестирования студентов по каждой теме фиксируются и обрабатываются компьютером.


Режимы работы электронного учебника.
Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:
обучение без проверки;
обучение с проверкой, при котором в конце каждой темы студенту предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки по теме.

Заключение
Таким образом, информационные технологии (электронный учебник) позволяют студентам сформировать общие компетенции, являющиеся важнейшими при подготовке к будущей профессиональной деятельности
Использование компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого.
Эффект от применения ЦОР в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда преподаватель не ограничивается в средствах представления информации.


ЛИТЕРАТУРА
Осин А. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации // ИКТ в образовании, 2004, № 6–25.
Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии, 2001, № 3.
Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде // Школьные технологии, 2000, № 6.
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии, 2004, № 3.
Тогиев Т. Будем работать по-старинке? // ИКТ в образовании, 2004, № 5.
Г.А. Сапрыкин, Сибирский институт образовательных технологий РАО
Советский энциклопедический словарь. М.: "Советская энциклопедия". -1985.
Г.И. Щукина Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика. -1988. -204 с.
Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Дидактические модели организации учебного процесса с применением интернет-технологий в школе. Томский государственный университет, Томск. ttp://www.ict.edu.ru/vconf
http://ido.tsu.ru
Электронный учебник

содержательная часть

познавательный компонент

демонстрационный компонент

процессуальная часть

управляющая часть

моделирующий компонент

контрольный компонент

закрепляющий компонент

диагностическая часть

О программе

Общая биология

Раздел 5. Основы экологии

Теоретический материал Тестовый контроль Выход



Заголовок 215