Выступление на тему: «Использование и разработка электронного учебника на уроках физики».


Студия "Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии"
Тема: Разработка и использование электронного учебника по физике.
Г. Р. Гелметдинова, МБОУ лицей №2
21 век набирает обороты. Меняются стереотипы, стандарты… Не секрет, что 21 век – это век процветания компьютерной, телекоммуникационной техники и технологии. Владение информационными технологиями становится в современном мире для каждого человека в один ряд с такими, как умение писать и читать.
Следует отметить, что сегодня применение ИКТ в образовании поддерживается на государственном уровне. Идет процесс накопления опыта, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах.
Согласно ФГОС информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Кроме этого, новый образовательный стандарт рекомендует образовательным учреждениям использовать электронные средства обучения, учебники с электронными приложениями, являющимися их составной частью. Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам.
Использование электронных средств обучения, таких как электронные учебники, электронные справочники, программы-репетиторы, системы тестирования, компьютерные игровые задания являются одной из современных форм активизации познавательной деятельности обучающихся. Применение электронного учебника позволяет не только повысить интерес к предмету, активность на уроках, их самостоятельность, но и, как следствие успеваемость и глубину знаний.
Однако в настоящее время на рынке программных продуктов представлено не так много электронных средств обучения физике. Из них соответствуют требованиям ФГОС в основном единицы.
Поэтому разработка электронного учебника (ЭУ) для обучения школьников, соответствующего требованиям ФГОС, является актуальной и практически значимой задачей на сегодняшний день.
Для решения данной задачи были выбраны следующие методы исследования:
анализ научно-методической, педагогической, учебной литературы, материалов научно-практических конференций и ресурсов Internet по теме исследования;
анализ учебно-методических комплексов по физике, разработанных в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом;
исследование технологий разработки электронных учебных пособий, среды визуального программирования.
Результатом решения данной задачи стал электронный учебник по физике «Работа и мощность». (демонстрация ЭУ)
ЭУ «Физика. Работа и мощность» после компиляции имеет файл запуска ЭУ ФизикаРиМ.exe. Для его запуска следует скопировать каталог ФизикаРиМ.exe с внешнего носителя на любой логический или физический диск персонального компьютера пользователя. Допускается также непосредственная работа приложения с внешнего носителя. При запуске на экране появляется основное окно программы (рис. 1).

Рис. 1. Основное окно.
По умолчанию при запуске на экране появляется заставка длительностью 3 сек., содержащая название, информацию об авторе и содержание. На рисунке 2 представлено содержание ЭУ(рис. 2).

Рис. 2. Окно содержания.
Структура ЭУ состоит из: введения, теоретической части, лабораторные работы, заданий для самоконтроля и контрольных задания. Для того чтобы перейти к другой теме электронного учебника необходимо нажать в «Содержании» соответствующую ссылку в ней (рис. 3).

Рис. 3. Теоретической части.
Для того чтобы выйти из ЭУ нужно в меню «Выход» выбрать одно из задач «Закрыть текущую страницу» или «Выйти из программы» (рис. 4). Кроме этого есть кнопки перехода, распечатать, вверх и вниз и поиск информации.

Рис. 4. Панель быстрого доступа.
По окончании изучения теоретической части можно выполнить лабораторную работу, задачи и ответить на контрольные вопросы к каждой теме, они представлены в отдельной главе. На следующем рисунке представлены, данные окна (рис. 5).

Рис. 11. Окно лабораторных работ.
Разработанный программный продукт прошел апробацию в МБОУ Лицей №2 г. Дюртюли. Целью педагогического эксперимента является определение эффективности использования ЭУ в обучение физике учеников 7б и 7г класса и выявления влияния ее на качество знаний. Педагогический эксперимент проходил в три этапа. На первом этапе, определили при помощи среза на уроке «Физика» уровень подготовленности физике учеников 7б и 7г класса по определенной теме курса «Физики», качество усвоения знаний учащимися и провели анализ полученных результатов эксперимента.
На втором этапе, повторение пройденных тем и их дальнейшее изучение в 7б классе проводилось по традиционным методикам, с использованием печатной основы книги, а в другой с использованием разработанного нами электронного учебника. На третьем этапе, провели еще один контрольный срез, целью которого являлся сравнение полученных результатов с результатами, полученными на первом этапе. Проведем анализ полученных результатов.
В результате использования электронного учебника на урока можно сделать следующие выводы:
использование электронного учебника являются эффективным средством развития мыслительных способностей учащихся;
использование электронного учебника позволяет создать на паре комфортную атмосферу для учащихся;
создает интерес к выполнению задания;
формирует «компьютерную грамотность»;
совершенствуется мелкая моторика и координация руки при управлении курсором мыши и наборе букв на клавиатуре;
учителю легко проверить выполненные задания.
Использование мультимедиа средств и технологий в образовательном процессе не только освобождает учителя от рутинной работы в организации учебного процесса, оно дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видео элементы. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности учащихся: мыслительную, речевую, физическую, персептивную, что ускоряет процесс усвоения материала.
ЭУ позволяет нам воспользоваться теми преимуществами информационных технологий, которые могут быть реализованы в учебном процессе, в частности в преподавании физики, повысить эффективность обучения благодаря сочетанию образного восприятия с компьютерными возможностями.