Использование электронного учебника на уроках технологии в 5 классе


Использование электронного учебника на уроках технологии в 5 классе.
Гаврилова Елена Николаевна
учитель технологии
МКОУ «Тальменская СОШ №5»,
Тальменского района
Алтайского края
lizynok2@mail.ruСовременный этап развития образования характеризуется рядом отличительных особенностей, связанных с научно-техническим прогрессом, стремительным ростом учебной информации. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности.
На своих уроках технологии в 5 классе я начала использовать электронный учебник, который помогает возбудить интерес учащихся к предмету, активизировать их учебно-познавательную деятельность.
Преимущества использования электронного учебника в том, что:
весь материал показан разнообразно — если в учебнике помещен только текст и рисунки, то в электронном учебнике есть и видеофрагменты, диаграммы, аудиотекст. Все это активизирует мыслительные процессы и память учащихся, развивает творческое воображение и повышает интерес к предмету;
в полной мере использован принцип наглядности;
хорошо даны тестовые вопросы — ученик тут же может ответить и проверить свои знания;
текст написан кратко и просто, ключевые моменты выделены цветом, это активизирует правое полушарие и позволяет легче усвоить тему;
кроме этого для лучшего запоминания видеофрагмент можно повторить и прослушать несколько раз.
При проведении таких уроков я заметила, что ученикам очень интересно работать с электронным учебником, они с удовольствием читают текст, рассматривают картинки, бурно обсуждают просмотренный видеофрагмент. Также легко находят ответы на вопросы, так как они даны в простой, доступной форме. Они относятся к этому как к игре, со своими правилами, и при этом понимают, что несоблюдение этих правил не даст возможность пройти этот тур, т.е.  понять заданную тему. Именно такое «легкое» отношение психологически раскрепощает ученика, позволяет раскрыть свой творческий потенциал, развивает интеллект.
Обилие информации в разном виде активизирует мыслительную деятельность учащихся, так как плотность урока чрезвычайно высока, у них складывается ощущение быстротечности урока и одновременно нет чувства усталости. На таком уроке не скучно, потому что нет монотонности изложения материала, черно-белого оформления, все дается в интерактивной форме, красочно, ярко, доступно и привлекательно.
При ведении такого урока меняется роль учителя, он становится другом, советчиком. Некоторые вопросы обсуждаются с учащимися «на равных», выдвигаются различные предположения, так как работа идет интерактивно и всегда можно обратиться к электронному учебнику для подтверждения своей версии.
Также у учащихся закрепляются навыки работы на компьютере, они хорошо и быстро ориентируются в электронных учебниках, с интересом отвечают на тестовые вопросы, это формирует способность учащихся к самообучению, самообразованию, самоорганизации и самореализации.
Применение новых информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.
Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение учителя. Введение информационных технологий в учебный процесс существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность преподавания. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую преподаватель использует при подготовке к занятиям.
Компьютер, а именно электронный учебник, в состоянии заменить часть наглядных пособий и моделей при проведении уроков технологии в 5 классе. Например, при изучении темы: «Производство текстильных материалов» виртуальный мир даёт возможность познакомиться учащимся с прядильным и ткацким производством (видеофрагменты из учебника). Также электронные учебники снабжены трёхмерными иллюстрациями, способствующими развитию пространственного мышления.
Помимо лекционных уроков, использую электронный учебник при закреплении знаний. На промежуточном этапе между получением новой информации и контролем знаний организую работу одаренных и слабоуспевающих учащихся по освоению материала темы, основанную на самоконтроле. Электронный учебник использую для самостоятельной работы, как обучающее и контролирующее средство обучения. Учащиеся в ходе работы знакомятся с интересной информацией (текст, анимация), имеют возможность увидеть на экране высококачественные снимки, видеофрагменты внимательно их рассмотреть, что, конечно, помогает им лучше понять материал. Электронный учебник позволяет не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создает возможность нелинейного перемещения между отдельными частями курса. Учащиеся получают возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы, которые вызывают затруднения именно у него. Благодаря этому школьники изучают материал в необходимой для них последовательности.
Применение электронного учебника на уроках технологии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием электронного учебника даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.
Список использованных источников
Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Дидактические модели организации учебного процесса с применением интернет-технологий в школе. Томский государственный университет, Томск. ttp://www.ict.edu.ru/vconf
http://ido.tsu.ru