Методические рекомендации по организации и проведению Недели русского языка


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное профессиональное учреждение Ярославской области
Угличский механико-технологический колледж
Методические рекомендации по подготовке и проведению
внеклассного мероприятия «Неделя русского языка»
2015
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
Протокол № ____ от ___.___.201_ г. Автор: Бурова Н.В., преподаватель русского языка и литературы
Аннотация: Данное внеклассное мероприятие приурочено к празднованию Международного дня родного языка и содержит материалы для проведения конкурсов, олимпиад по русскому языку.
Рецензент: Горбушина О.Ю., заместитель директора по воспитательной работе
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 4
2. Организация и проведение Недели русского языка
2.1. Лингвистический экспресс
2.2. Олимпиада по русскому языку
2.3. Турнир знатоков русского языка «Своя игра»
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложения
5.1. Приложение 1
5.2. Приложение 2
5.3. Приложение 3
5.4. Приложение 4
5.5.Приложение 5
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.Стратегия современного обучения русскому языку и литературе заключается в воспитании уважения к родному языку, так как русский язык связывает воедино народы, проживающие в России, на русском языке происходит общение носителей разных национальных языков, в развитии духовной и нравственной культуры студента,его языковой интуиции и творческих способностей, в овладении культурой речевого общения и практическом применении знаний и умений в повседневной жизни.
В совершенствовании преподавания русского языка,в привитии студентам прочных речевых умений и навыков наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможностьглубже раскрывать богатства русского языка, а также развивать разнообразные способности студентов. Внеаудиторная работа по русскому языку имеет свое содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели:
привить любовь к русскому языку;
пробудить интерес к русскому языку как учебной дисциплине;
повысить общую культуру;
углубить и расширить знания в различных областях науки о языке.
Указанные цели определяют следующие задачи внеаудиторной работы по русскому языку:
научить студентов самостоятельно работать со справочной литературой, подбирать материал на нужную тему;
Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, игры, КВН, конференции, проекты, олимпиады и т. д. Внеклассная работа по русскому языку в колледже организована как единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой и проводимых на разных курсах.
Вопрос об организации внеклассной работы в колледже решается на заседании предметно – цикловой комиссии, где на обсуждение предлагается составленный преподавателем план, в котором перечисляются планируемые мероприятия по группам и сроки их проведения.
Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.
Традиционной в колледже стала Неделя русского языка. Неделя русского языка в колледже приурочена к празднованию Международного дня родного языка. Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отмечается ежегодно 21 февраля с 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. 
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Одним из центральных вопросов организации Недели русского языка является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе. Тематика Недели очень обширна: фонетика, лексика, фразеология, орфография, пунктуация, грамматика (морфология, синтаксис), культура речи, стилистика и т. д. Подбор конкретного языкового и речевого материала осуществляется на основе принципа практической направленности, т. е. работа с этим материалом должна способствовать формированию коммуникативной компетенции студентов.Подготовка Недели ведется в течение длительного времени. Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме преподавателя, студенты старших курсов, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по языку. Организационный комитет составляет план проведения Недели, определяет участников, сроки и время проведения, а также материалы для оформления аудиторий. (Приложение 1). В конце Недели подводятся итоги каждого конкурса (Приложение 4), награждаются победители
Цели внеклассного мероприятия:
- расширить знания студентов о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности;
- развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
- воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.
Указанные цели определяют следующие задачи внеаудиторной работы по русскому языку:
- научить студентов самостоятельно работать с книгами, словарями – справочниками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать коммуникативную компетенцию (выступление перед аудиторией, защита и презентация проектов, организация и проведение конкурсов);
- обогащать словарный запас студентов и расширять круг используемых грамматических средств.
В программу Недели русского включаются смотр лингвистических газет, олимпиада по русскому языку, Лингвистический экспресс, турнир знатоков русского языка «Своя игра».
В методических рекомендациях представлены материалы для проведения внеклассных мероприятий по русскому языку.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). На станциях они выполняют различные задания, связанные с русским языком: его историей, правилами и нормами языка, устным творчеством русского народа и т. п. в маршрутном листе отмечается время, потраченное на выполнение заданий и оценка, которую получает команда: отлично, хорошо, удовлетворительно. Состав команд – 5 человек, количество команд – по числу групп участников. Маршрут определяется жеребьёвкой. На станциях находится по 2 судьи. Время выполнения задания 7-10 минут. После того, как время истекло, команда покидает станцию.
Станция «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА, ИЛИ ОРФОЭПИЧЕСКАЯ» – выполняются задания, связанные с орфоэпическими умениями. Оценивается правильность выполненных заданий.
Задание
ПОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ В СЛОВАХ:
АВГУСТОВСКИЙ, АЭРОПОРТЫ, БАЛОВАТЬ, БАРЖА, ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ, ВЕТЕРИНАРИЯ, ГАЗОПРОВОД, ДОГОВОР, ЗАВИДНО, ИКОНОПИСЬ, КАТАЛОГ, КРАСИВЕЕ, ОТКУПОРИТЬ, ПОЗВОНИТ, ЩАВЕЛЬОбразец правильного выполнения:
АВГУСТОВСКИЙ, АЭРОПОРТЫ, БАЛОВАТЬ, БАРЖА, ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ, ВЕТЕРИНАРИЯ, ГАЗОПРОВОД, ДОГОВОР, ЗАВИДНО, ИКОНОПИСЬ, КАТАЛОГ, КРАСИВЕЕ, ОТКУПОРИТЬ, ПОЗВОНИТ, ЩАВЕЛЬСтанция «ТЕМНЫЙ ЛЕС, ИЛИ ГРАММАТИЧЕСКАЯ» - выполняются задания, связанные с грамматическими и орфографическими умениями. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
Задания
Определите род существительных:
Рояль, мозоль, тюль, протеже, кенгуру, вуаль, МИД, авеню, Килиманджаро, лазурь, кофеЗапишите под диктовку предложение
На дощатой террасе, близ конопляника, вдова небезызвестного подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична, потчевала исподтишка коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом и разными яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели.
Найдите ошибку в предложениях и предложите верный вариант.
Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами.
Такое домище: где же тут человека найдешь?
Образец правильного выполнения:
Определите род существительных:
Рояль (м. р), мозоль(ж. р), тюль (м. р), протеже (м. и ж. р), кенгуру (м. р), вуаль (ж.р), МИД (м.р), авеню (ж.р), Килиманджаро (м. р), лазурь (ж. р), кофе(м. р)
Найдите ошибку в предложениях и предложите верный вариант.
Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
Ошибка: неправильное использование форм слов при деепричастном обороте
Варианты правки: Садясь тебе писать письмо, я переполняюсь нежностью.
Когда сажусь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами.
Ошибка: неправильное склонение количественного числительного.
Верный вариант: Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.
Такое домище: где же тут человека найдешь?
Ошибка: в словосочетании «такое домище» неправильно определен род существительного, «домище» относится к мужскому роду.
Верный вариант: Такой домище: где же тут человека найдешь?
Станция «ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ, ИЛИ ЛЕКСИЧЕСКАЯ» - выполняются задания, связанные с толкованием слов, фразеологизмов, историей возникновения некоторых фразеологизмов и «крылатых выражений». Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
Задание
Объясните значение и происхождение фразеологизмов:
ФИЛЬКИНА ГРАМОТА  
БИТЬ БАКЛУШИ
ЖИТЬ НА ШИРОКУЮ НОГУ
КРИЧАТЬ ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ
ЕСТЬ ЕЩЁ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ 
Образец правильного выполнения:
Филькина грамота  Выражение это царского происхождения. Автор его - царь Иван Грозный (четвёртый). Для усиления своей самодержавной власти Иван Грозный ввёл опричнину, наводившую ужас на всё государство.
  Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп. С своих многочисленных посланиях к царю (грамотах) он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину.
  Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты - филькиными грамотами.
  За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточён в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов.
  Выражение филькина грамота укоренилось в народе. Так говорят о документах, не имеющих юридической силы, и о невежественных, безграмотно составленных документах.
Бить баклуши – бездельничать. В старину означало разбивать осиновый чурбан на баклуши(чурки) для изготовления из них ложек, поварешек и других мелких изделий, т.е. делать очень несложную работу
Жить на широкую ногу -  жить с размахом.
  В 14 веке в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона - в два фута, а башмак князя - в два с половиной фута. Таким образом, по башмаку можно было узнать самого знатного.
Кричать во ивановскую - это значит кричать очень громко. Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки - оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую. 
Есть ещё порох в пороховницах - это выражение из повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", оно стало крылатым и означает: есть ещё отвага, мужество, энергия, запас душевных сил.
  "А что, паны, - сказал Тарас, перекликнувшись с куренными, - есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?" "Есть ещё, батько, порох в пороховницах. Не ослабела ещё козацкая сила: ещё не гнутся козаки!" Трижды задаёт казакам Тарас во время битвы с поляками. И даже тогда, когда уже сильно поредели козацкие ряды и многих храбрых воинов недосчитывалось казацкое войско, неслось ему в ответ: "Есть ещё порох в пороховницах!" 
Станция «ГОЛОВА ДЫРЯВАЯ, ИЛИ УГАДАЙ - КА» - воспроизведение по памяти текста стихотворения в прозе «Русский язык» Тургенева И.С.
Вставьте пропущенные слова в стихотворение И.С. Тургенева «Русский язык»
Во дни сомнений, во дни … раздумий о … моей родины,- ты один мне … и…, о великий, …, правдивый и … русский язык! Не будь тебя - как не впасть в … при виде всего, что совершается дома? Но нельзя …, чтобы такой язык не был дан … народу!
Образец правильного выполнения:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Станция «НАБОР СЛОВ, ИЛИ СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ» - выполняется задание, связанное с речевыми умениями. Оценивается содержание выполненного задания.
Задание
Угадайте пословицу или поговорку по вопросу, характеристике.
Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?
Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдаленных пастбищах?
Какое животное дает наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду?
Наиболее совместимые блюдо и приправа к нему.
Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если он находится в вашей личной собственности
Образец правильного выполнения:
1.Соловья баснями не кормят.2.Куда Макар телят не гонял.3.С паршивой овцы хоть шерсти клок.4.Кашу маслом не испортишь.5. Плясать под свою дудку
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (Приложение 3)
Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и сообразительность студентов. Цель олимпиады состоит в том, чтобы выявить уровень развития студентов и определить наиболее распространенные ошибки.
Вопросы и задания олимпиады относятся к разным языковым уровням, включая задания по культуре речи.
Олимпиада выявляет лучшего, однако попробовать свои силы может каждый, а значит, совершенствует свои умения, расширяет кругозор, развивает мышление.
Задания олимпиады по русскому языку
ВАРИАНТ № 1
I. Выберите правильный вариант ответа из предложенных
1.В одном из рядов содержится слово, в котором неправильно выделен ударный слог. Определите номер этого ряда.
А) по стенам, диспансер, иконопись;
Б) договор, мизерный, обеспечение;
В) новорожденный, квартал, щавель.
2. Слово атлас может быть произнесено как атлас и атлас. Произнесите квартал, гусеница, хлопок, свекла, пироги. Сколько слов из списка может произноситься по-разному?
А) 4.
Б) 2.
В) 3.
Г) 1.
3. Импичмент – это
А) недоверие к высшим должностным лицам;
Б) недоверие парламента к президенту;
В) привлечение к суду парламента высших должностных лиц;
Г) недоверие к любым действиям парламента.
4. Выберите правильное значение слова «антология», учитывая его правописание?
А) учение о бытии;
Б) сборник произведений.
5. Какое прилагательное приобретает в словосочетании значение качественного, хотя изначально таковым не является:
А) воздушное платье;
Б) черепаший шаг;
В) живая изгородь;
Г) лисья шапка.
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
А) самоклеящиеся обои;
Б) более мудрый;
В) звончее колокольчика;
Г) табор цыган.
7. Учеников спросили, с какого года они начали заниматься танцами. Все ребята дали разные ответы. Кто ответил верно?
А) С двух тысяч пятого года.
Б) С две тысячи пятого года.
В) С двух тысячи пятого года.
Г) С двух тысяче пятого года.
8. В каком предложении краткая форма прилагательного образована неверно?
А) Аргумент, приведенный адвокатом, существен.
Б) На этой картине император величествен.
В) В течение долгого времени он был безжизненен.
Г) Взгляд его болезнен.
9. В каком из предложенных слов пишется суффикс -ян:
А) посеребр…ные часы;
Б) масл…ный блин;
В) подстрел…ные утки;
Г) масл…ные краски?
10. Как называется выделенное слово в предложении: Игра действительно была полной лажей.
А) жаргонизм;
Б) галлицизм;
В) окказионализм;
Г) диалектизм.
11.Найдите неправильный вариант:
А) в полутораста ящиках;
Б) самолет с двумястами тридцатью пассажирами;
В) контейнер с пятьюстами коробками;
Г) в полутора километров.
12. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
А) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
Б) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
В) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.
Г) Испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сначала страшно показалось Вакуле (1) когда поднялся он от земли на такую высоту (2) что ничего уже не мог видеть внизу (3) и пролетел под самым месяцем так (4) что (5) если бы он не наклонился немного (6) то зацепил бы его шапкою.
А) 1,2,3,4,6; Б) 1,2,3,4,5,6; В) 1,2,4,5,6; Г) 1,2,4,6.
14.Какое имя из списка образует с существительным «осел» фразеологизм?
А) Иуда; Б) Гордий; В) Буридан; Г) Соломон.
15. Найдите неправильный вариант:
А) Он оказался в более лучшем положении.
Б) Мы столкнулись с наисложнейшей проблемой.
В) Покорена высочайшая вершина мира.
Г) Она была красивее многих одноклассниц.
16. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
А) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
Б) Многие из тех, кто знал А.П. Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию.
В) О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А.И. Немировским.
Г) Одним из обычаев, ценившихся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.
17. Определите, в каком словосочетании типом связи слов является примыкание.
А) колющие предметы;Б) их труд;В) отпустил их;Г) к двадцати годам. 18. Определите тип придаточного предложения: Но хорошие бандиты с плохими борются, как им ни препятствует в этом милиция. (А. Андреев)
А) придаточное определительное;
Б) придаточное уступки;
В) придаточное следствия;
Г) придаточное сравнения.
19. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?
А) Идти было трудно (?) солнце палило нещадно.
Б) Заглядываю в каюту (?) народу человек восемь.
В) Не хватит света (?) факел выну.
Г) Я знал (?) удар судьбы меня не обойдет.
20. Какое из перечисленных изобразительно-выразительных средств используется в предложении: Зеркало воды отражает небо, горы и лес.А) метафора;Б) метонимия;В) гипербола;Г) сравнение.
II. Впишите нужные ответы в графы таблиц, представленных в заданиях
1. Впишите в таблицу предложенные существительные напротив тех прилагательных, с которыми они сочетаются.
Существительные: стекло, день, мельница.
Прилагательное Существительное
ветреный ветряной ветровой 2. Определите род существительных.
Слово Род
1. сулугуни 2. атташе 3. воришка 4. домище 3. Замените архаизмы словами современного русского языка.
Образец: тать – вор
Устаревшее слово Современное слово
шуицавыя 4. Определите в данных предложениях вид омонимов: 1) омоформы, 2) омофоны; 3) омографы.
Образец:
Предложение Вид омонимов
Я в лес, и он влез. омофоны
Предложение Вид омонимов
Несет меня лиса в дремучие леса. Не хочет косой косить косой. 5. Употребите данные существительные в родительном падеже множественного числа.
Образец: носки – носков
Слово Ответ
1. сумерки 2. потёмки 3. снадобья 6. Образуйте от производящих слов прилагательные и согласуйте их с предложенными существительными.
Образец:
Производящее Существительные Словосочетание
соболь хвост Соболий хвост
Производящее Существительные Словосочетания
Крокодил пасть Петух бои 7. Определите, к какой тематической группе относятся следующие слова?
Персона нон грата, префикс, транскрипция, модальность, себестоимость, инфляция, атташе.
экономика лингвистика дипломатия 8. С плеоназмом мы имеем дело, когда употребляются лишние слова, не добавляющие к сказанному нового смысла. Подберите к данным словам зависимые так, чтобы получился плеоназм. Образец: банальность — избитая
упал жестикулировал 9. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных и поставьте в них ударение:
парус порт шарф 10. Определите род аббревиатур
Аббревиатура Род
1. вуз 2. ООН 3. МИД 4. БЭС 11. Образуйте от глаголов форму 3 лица множественного числа настоящего (будущего) времени.
Образец:
глагол Форма 3-го лица мн. числа
чтить чтут
Глагол Форма 3-го лица мн. числа
выздороветь плескать опротиветь ВАРИАНТ № 2
I. Выберите правильный вариант ответа из предложенных
1. В одном из рядов содержится слово, в котором неправильно выделен ударный слог. Определите номер этого ряда.
А) по стенам, диспансер, иконопись;
Б) договор, мизерный, обеспечение;
В) новорожденный, квартал, щавель.
2. Из букв, входящих в слово палитра, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Сколько среди них слов со звуками, которых нет в слове палитра?
А) 3.
Б) 4.
В) нет ни одного.
Г) 1.
3. Карт-бланш – это
А) чистый лист бумаги;
Б) бланк, запрещающий другому лицу заполнять его по собственному усмотрению;
В) неограниченные полномочия, полная свобода действий, предоставляемая кому-либо от имени доверителя;
Г) военная карта местности.
4. Выберите правильное значение слова «иммигрант», учитывая его правописание?
А) выселяющийся;
Б) вселяющийся.
5. Какое прилагательное приобретает в словосочетании значение качественного, хотя изначально таковым не является:
А) хорошая погода;
Б) каменное сердце;
В) огромный потенциал;
Г) соболья шуба.
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
А) несколько ожерелий;
Б) билеты без мест;
В) более умнее;
Г) клади сумку на место.
7. Учеников спросили, с какого года они начали заниматься шахматами. Все ребята дали разные ответы. Кто ответил верно?
А) С двух тысяч восьмого года.
Б) С двух тысячи восьмого года.
В) С две тысячи восьмого года.
Г) С двух тысяче восьмого года.
8. В каком предложении краткая форма прилагательного образована неверно?
А) Описанный признак характерен для всех представителей этого класса.
Б) Разговор этот бессмысленен.
В) Вид его болезнен.
Г) Я с тобой откровенен.
9. В каком из предложенных слов пишется суффикс -ен:
А) моч…ные яблоки;
Б) позолоч…ные ложки,
В) серебр…ные часы,
Г) масл…ные краски?
10. Как называется выделенное слово в предложении:Большухой в нашей деревне называют старшую сестру.
А) жаргонизм;
Б) неологизм;
В) термин;
Г) диалектизм.
11.Найдите неправильный вариант:
А) кошелек с семьюстами восьмьюдесятью рублями;
Б) в полутора часах езды;
В) по обоим сторонам;
Г) двое суток.
12. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
А) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.
Б) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
В) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.
Г) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Читатели часто спрашивают людей пишущих (1) каким образом (2) и долго ли они собирают материал для своих книг (3) и обыкновенно очень удивляются (4) когда им отвечают (5) что никакого нарочитого собирания материала нет (6) и не бывает.
А) 3,4,5; Б) 1,2,3,4,5; В) 1,3,4,5; Г) 1,4,5,6. (В).
14. Какое имя из списка образует с существительным «ослица» фразеологизм?
А) Валаам; Б) Гордий; В) Буридан; Г) Соломон.
15. Найдите неправильный вариант:
А) Он был образованным человеком.
Б) С того дня она стала более повеселее.
В) Он был в превосходнейшем настроении.
Г) Он способен на многое.
16. В каком предложении нет грамматической ошибки?
А) Родители спросили меня, что не хочу ли я поступать в вуз.
Б) Все, кто знают творчество А.П. Чехова, восхищаются им.
В) В журнале «Современник» печатаются современные публицистические произведения.
Г) По окончанию техникума я буду поступать в вуз.
17. Определите, в каком словосочетании типом связи слов является согласование.
А) врач-хирург;Б) защитил его;В) её класс;Г) сорок мешков.
18. Определите тип придаточного предложения: Было так тихо, что становилось не по себе.
А) придаточное определительное;
Б) придаточное образа действия;
В) придаточное меры и степени;
Г) придаточное сравнения.
19. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?
А) На дворе палил зной (?) в доме было прохладно.
Б) Я знаю (?) вы не осудите меня.
В) Не хочешь отвечать (?) я скажу.
Г) За двумя зайцами погонишься (?) ни одного не поймаешь.
20. Какое из перечисленных изобразительно-выразительных средств используется в предложении: Другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля.А) метафора;Б) метонимия;В) гипербола;Г) сравнение.
II. Впишите нужные ответы в графы таблиц, представленных в заданиях
1. Впишите в таблицу предложенные существительные напротив тех прилагательных, с которыми они сочетаются.
Существительные: автомобиль; словарь; человек.
Прилагательное Существительное
экономический экономичный экономный 2. Определите род существительных.
Слово Род
1. ножища 2. рояль 3. салями 4. бра 3. Замените архаизмы словами современного русского языка.
Образец: тать – вор
Устаревшее слово Современное слово
десница ланиты 4. Определите в данных предложениях вид омонимов: 1) омоформы, 2) омофоны; 3) омографы.
Образец:
Предложение Вид омонимов
Я в лес, и он влез. омофоны
Предложение Вид омонимов
Снежное покрывало покрывало все поле Дремлет старая сосна и скрипит со сна. 5. Употребите данные существительные в родительном падеже множественного числа.
Образец: носки – носков
Слово Ответ
1. будни 2. лохмотья 3. устье 6. Образуйте от производящих слов прилагательные и согласуйте их с предложенными существительными.
Образец:
Производящее Существительные Словосочетание
соболь хвост Соболий хвост
Производящее Существительные Словосочетания
лебедь пух птица двор 7. Определите, к какой тематической группе относятся следующие слова?
Орфоэпия, травести, антраша, пируэт, кулисы, пунктуация, румба.
лингвистика балет театр 8. С плеоназмом мы имеем дело, когда употребляются лишние слова, не добавляющие к сказанному нового смысла. Подберите к данным словам зависимые так, чтобы получился плеоназм. Образец: банальность — избитая
ностальгия приоритет 9. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных и поставьте в них ударение:
торт договор бант 10. Определите род аббревиатур.
Аббревиатура Род
1. МХАТ 2. загс 3. роно4. МАС 11. Образуйте от глаголов форму 3 лица множественного числа настоящего (будущего) времени.
Образец:
глагол форма 3-го лица мн. числа
чтить чтут
Глагол Форма 3-го лица мн. числа
полоскать опостылеть махать ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА «СВОЯ ИГРА»
(Приложение 5)
Условия игры:
В игре принимают участие 12 человек;
Игра состоит из трех раундов. В первом раунде играют 12 человек, во втором - 6, в третьем -3;
Перед началом игры у каждого игрока по 50 очков;
За правильный ответ очки приплюсовываются, за неправильный – вычитаются.Цели игры:
В игровой форме обобщить и систематизировать изученный материал по русскому языку;
Повторить основные разделы лингвистики;
Привить интерес к родному языку;
Развивать творческие способности студентов
Первый раунд
Лексика
10 - Слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению.
20 - Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
30 - Какое слово состоит из половины буквы?
40 - Какое свойство русской лексики использует автор в стихотворении: Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила
Брат ее, мальчик Иван,
Тоже разбил... стакан.
Словообразование
10- Говорят: « Приставки пра - не бывает». А ведь бывает же!
Приведите пример
20 - Как правильно: придавать или предавать?
30 - Перечислите способы образования слов в русском языке.
40 - Как называют существительное, образованное сокращением словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв.
Фонетика
10 - В каком местоимении два звука, но одна буква?
20 - Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков?
30 - Назовите слово, в котором все согласные звуки твердые.
40 - Выберите слово, в котором при произношении происходит
озвончение согласного звука: подвиг, экзамен, сквозняк, поиск.
Фразеология
10 - Вспомните фразеологический оборот со значением «молчать»
держать рот на замке, язык за зубами, воды в рот набрать.
20 - О чем идет речь: не цветы, а вянут, не ладони, а ими хлопают, не белье, а их развешивают?
30 - Каково происхождение и значение выражения «как пить дать»?
40 - Назовите значение и автора фразеологизма «На деревню дедушке»
Морфология
10 - С какой частью речи никогда не употребляются предлоги?
20 - Какие местоимения не имеют именительного падежа?
30 - В склонении каких числительных есть только две формы?
40 - Какое стихотворение и какого русского поэта состоит из одних существительных?
Словари
10 - Назовите автора «Толкового словаря живого великорусского языка»
20 - Какой словарь содержит информацию о написании слов?
30 - О чем можно узнать в этимологическом словаре?
40 - В каком словаре можно узнать употребление слов невежа и невежда ?Второй раунд
Словосочетание
20 - Дайте определение словосочетания
40 - Назовите типы словосочетаний.
60 - Определите тип словосочетания вязаный шарфик.
80 - Определите тип словосочетания и способ связи слов в словосочетании желание учиться
Простое предложение
20 - Приведите пример нераспространенного простого предложения.
40 - Чем отличаются предложения: Рассвет. Рассвело.
60 - Найдите подлежащее в предложении: Юннаты, оберегайте птиц.
80 - Определите тип простого предложения: Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.
Сложное предложение
20 - Чем отличается сложное предложение от простого?
40 - Какой знак чаще всего ставится между частями сложного предложения?
60 - Назовите типы сложных предложений.
80 - Укажите тип сложного предложения: Мы ехали шагом, мы мчались в боях.
Осложненное предложение
20 - Продолжите фразу: «Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если....
40 - Определите, чем может быть выражено обособленное обстоятельство? 60 - Является ли обращение членом предложения?
80 - Определите, где и какой знак пропущен: Ветер, сырой, холодный, пронизывающий с неистовой злобой стучит в окна.
Пунктуация
20 - Укажите, какой знак пропущен в предложении: Гвиана государство в Центральной Америке.
40 - Укажите, каких знаков препинания не хватает в предложении:
Все вокруг земля, крыши гаражей, скамейки покрыты тополиным пухом.
60 - Найдите объяснение пунктуации в предложении: Грачи давно расхаживали по двору и начинали вить гнезда в роще.
80 - Объясните постановку двоеточия в предложении: Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
Стилистика
20 - Дайте стилистическую окраску словам: работать - трудиться — вкалывать
40 - Перечислите функциональные стили русского языка.
60 - Укажите суть ошибки в предложении: Идя по улице, у меня слетела шляпа. 80.Найдите ошибки, допущенные составителем, отредактируйте текст. (на карточке)
Доверенность
Пусть Иванову Сергею отдадут мою стипендию. Он, как будто, человек честный и денег моих не растратит.
Подпись Петров
Третий раунд
Запишите под диктовку предложение
На дощатой террасе, близ конопляника, вдова небезызвестного подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична, потчевала исподтишка коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом и разными яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели.
Подведение итогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к дисциплине "Русский язык ". Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план – причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников.
Проведение Недели русского языка – достаточно новая традиция в нашем колледже, цель которой – вызвать живой интерес к родному языку, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей обучающихся, их творческих способностей. В период проведения Недели студенты выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, повышают общую речевую культуру.
Современные образовательные стандарты предъявляют новые требования. Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от традиционных методик, значит, преподаватель должен сам быть творцом. Для внеклассной работы по русскому языку не может быть какой-то универсальной программы, предполагающей определенное содержание. Мероприятия, предложенные в данных методических рекомендациях, составлялись с учетом интересов самих обучающихся. Вся система работы по русскому языку построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением уроков.
Внеклассная работа по русскому языку в условиях модернизации современного образования ставит перед собой не только познавательные цели и задачи, но, в первую очередь, служит процессу развития личности, обретению духовно-нравственного и социального опыта обучающимися.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.
Новосельцева М.Ю. Различные пути восполнения знаний по дисциплине «Русский язык» у обучающихся ОУ СПО// Приложение к ж – лу «СПО», 2013, №2.
Ряховская Н.В. Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку// festival.1september.ruПанов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1990 г.
Скворцов Л.И., Карпюк Г.В., Лювова С.И. и др. Русский язык: всероссийские олимпиады. – М., Просвещение, 2008
Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М.: Просвещение, 1980 г.
 Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в нерусской школе/Н.М.Шанский//Русский язык за рубежом - 2002- № 2- C. 66-68
Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. – Педагогическое общество России, 2005 г.
Приложение 1
Материалы для оформления аудиторий
Интересные факты о русском языке
Слово «шапка» пришло в русский язык из французского через немецкий или польский. Позднее произошло обратное заимствование, и теперь у французов помимо слова «chapeau» в значении любого головного убора есть калькированное «chapka», относящееся только к меховой шапке-ушанке русского образца.
Слово «бесталанный» сегодня в основном используется в значении «бездарный», не имеющий таланта. Однако в основе его лежит тюркское слово «талан», что означает «счастье, добыча». Таким образом, слово «бесталанный» в оригинале означало просто «несчастливый» и к таланту изначально отношения не имело, а современное значение возникло из-за путаницы и смешения со словом «бесталантный».
Слова бык и пчела — однокоренные. Дело в том, что в произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих существительных — производящий определённый звук.
Большинство слов с буквой «Ф» в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» — флот.
В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы «Й». Но большинство из нас помнит лишь «йод, йог» и город «Йошкар-Ола».
В русском языке есть слова на «Ы». Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
Единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и «змееед».
В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.
Единственное слово русского языка, которое не имеет корня — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср.снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в «сунуть», «дунуть»).
Единственное односложное прилагательное в русском языке — это «злой».
В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и-, — итог и итого и а- — авось (устар. а вось «а вось не повезёт»), образовавшимися от союзов «и» и «а».
В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо «рентгеноэлектрокардиографического», в издании 2003 года «превысокомногорассмотрительствующий».
В Грамматическом словаре русского языка А.А. Зализняка издания 2003 самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме — это прилагательное «частнопредпринимательский». Состоит из 25 букв.
Самые длинные глаголы — «переосвидетельствоваться», «субстанционализироваться» и «интернационализироваться» (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись по 25 букв).
Самые длинные существительные — «человеконенавистничество» и «высокопревосходительство» (по 24 буквы; словоформы -ами — по 26 букв, впрочем, «человеконенавистничество» практически не употребляется в мн. ч.).
Самые длинные одушевлённые существительные — «одиннадцатиклассница» и «делопроизводительница» (по 21 букве, словоформы -ами — по 23 буквы).
Самое длинное наречие, фиксируемое словарём — «неудовлетворительно» (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на -о / -е, далеко не всегда фиксируемые словарём.
Самое длинное междометие, включённое в Грамматический словарь — «физкульт-привет» (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).
Слово «соответственно» является самым длинным предлогом и самым длинным союзом одновременно. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица «исключительно» на букву короче.
В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: «победить». Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.
Высказывания о русском языке
Русский язык - это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький. (Толстой Л. Н)
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (Толстой Л. Н)
Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ее могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. ( Ломоносов М. В.)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (Тургенев И. С.)
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. ( Тургенев И.С.)
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Карамзин Н.М.)
Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. (Ушинский К.Д.)
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
( Анна Ахматова)
-203835-320675Приложение 2
Маршрутный лист
Название станции Кабинет Количество баллов
ТЕМНЫЙ ЛЕС, ИЛИ ГРАММАТИЧЕСКАЯ323
ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ, ИЛИ ЛЕКСИЧЕСКАЯ323 АХИЛЛЕСОВА ПЯТА, ИЛИ ОРФОЭПИЧЕСКАЯ
305 ГОЛОВА ДЫРЯВАЯ, ИЛИ УГАДАЙ – КА
310 НАБОР СЛОВ, ИЛИ СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
310 Приложение 3
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 1.
Часть I
№ 1. А
2. Б
3. В
4. Б
5. Б
6. В
7. Б
8. В
9. Г
10. А
11. Г
12. Г
13. А
14. В
15. А
16. А
17. Б
18. Б
19. В
20. А
Баллы:
по 1 баллу за правильный ответ; максимально за I часть – 20 баллов.
Часть II
1.
Прилагательное Существительное
ветреный день
ветряной мельница
ветровой стекло
2.
Слово Род
1. сулугуни мужской
2. атташе мужской
3. воришка мужской
4. домище мужской
3.
Устаревшее слово Современное слово
шуицалевая рука
выя шея
4.
Предложение Вид омонимов
Несет меня лиса в дремучие леса. омофоны (2)
Не хочет косой косить косой. омоформы (1)
5.
Слово Ответ
1. сумерки сумерек
2. потемки потемок
3. снадобья снадобий
6.
Производящее Существительные Словосочетания
Крокодил пасть крокодилья
Петух бои петушиные
7.
экономика Себестоимость, инфляция
лингвистика Префикс, транскрипция, модальность
дипломатия Атташе, персона нон грата
8.
упал вниз
жестикулировал руками
9.
парус паруса
порт порты
шарф шарфы
10.
Аббревиатура Род
1. вуз мужской
2. ООН женский
3. МИД мужской
4. БЭС мужской
11.
Глагол Форма 3-го лица множественного числа
выздороветь выздоровеют
плескать плещут
опротиветь опротивеют
Баллы:
по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально за II часть – 35 баллов.
Всего – 55 баллов.
ВАРИАНТ 2.
Часть I
№ 1. В
2. А
3. В
4. Б
5. Б
6. В
7. В
8. Б
9. А
10. Г
11. В
12. Б
13. В
14. А
15. Б
16. В
17. А
18. В
19. Б
20. В
Баллы:
по 1 баллу за правильный ответ; максимально за I часть – 20 баллов.
Часть II
1.
Прилагательное Существительное
экономический словарь
экономичный автомобиль
экономный человек
2.
Слово Род
1. ножища женский
2. рояль мужской
3. салями женский
4. бра средний
3.
Устаревшее слово Современное слово
десница правая рука
ланиты щёки
4.
Предложение Вид омонимов
Снежное покрывало покрывало все поле омоформы (1)
Дремлет старая сосна и скрипит со сна. омофоны (2)
5.
Слово Ответ
1. будни будней
2. лохмотья лохмотьев
3. устье устьев
6.
Производящее Существительные Словосочетания
Лебедь пух лебяжий
Птица двор птичий
7.
лингвистика Орфоэпия, пунктуация
балет Антраша, пируэт, румба
театр Травести, кулисы
8.
ностальгия по родине
приоритет главный
9.
торт торты
договор договоры
бант банты
10.
Аббревиатура Род
1. МХАТ мужской
2. загс мужской
3. роно мужской
4. МАС мужской
11.
Глагол Форма 3-го лица множественного числа
полоскать полощут
опостылеть опостылеют
махать машут
Баллы:
по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально за II часть – 35 баллов.
Всего – 55 баллов.
Приложение 4
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ
Наименование мероприятия Количество участников Количество баллов, заработанных командой Количество баллов, заработанных болельщиками Общее количество баллов
Олимпиада Лингвистический поезд Турнир знатоков русского языка «Своя игра» Газета Итого: Приложение 5
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ТУРНИРА «СВОЯ ИГРА»
Ответы к турниру «Своя игра»
Лексика
Слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению.
синонимы
Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
алфавит
3. Какое слово состоит из половины буквы?
Полка
4. Какое свойство русской лексики использует автор в стихотворении: многозначность
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила
Брат ее, мальчик Иван,
Тоже разбил... стакан.
Словообразование
1. Говорят: « Приставки пра - не бывает». А ведь бывает же!
Приведите пример прадед
Как правильно: придавать или предавать? Оба варианта верны.
Перечислите способы образования слов в русском языке.
Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую
4. Как называют существительное, образованное сокращением словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв. Аббревиатура
Фонетика
1. В каком местоимении два звука, но одна буква? Я
Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков? День
3. Назовите слово, в котором все согласные звуки твердые. Широко
4. Выберите слово, в котором при произношении происходит
озвончение согласного звука: подвиг, экзамен, сквозняк, поиск.
Фразеология
Вспомните фразеологический оборот со значением «молчать»
держать рот на замке, язык за зубами, воды в рот набрать.
2. О чем идет речь: не цветы, а вянут, не ладони, а ими хлопают, не белье, а их развешивают? Уши
Каково происхождение и значение выражения «как пить дать»? по обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение в значении «точно, несомненно»
Назовите значение и автора фразеологизма «На деревню дедушке» А.П. Чехов никуда
Морфология
1. С какой частью речи никогда не употребляются предлоги?
Глагол
Какие местоимения не имеют именительного падежа?
Себя, некого, нечего
3.В склонении каких числительных есть только две формы? 40, 90, 100
4. Какое стихотворение и какого русского поэта состоит из одних существительных? А. Фет « Шепот, робкое дыхание...»
Словари
1.Назовите автора «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даль
2. Какой словарь содержит информацию о написании слов?
орфографический
3. О чем можно узнать в этимологическом словаре? О происхождении слов
4. В каком словаре можно узнать употребление слов невежа и невежда в словаре паронимов
Словосочетание
Данте определение словосочетания сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически
Назовите типы словосочетаний. Именное, глагольное, наречное.
Определите тип словосочетания вязаный шарфик. Именное
Определите тип словосочетания и способ связи слов в словосочетании желание учиться именное, примыкание.
Простое предложение
Приведите пример нераспространенного простого предложения. Идет урок.
Чем отличаются предложения: Рассвет. Рассвело. 1- назывное 2 - безличное
Найдите подлежащее в предложении: Юннаты, оберегайте птиц. Нет подлежащего
Определите тип простого предложения: Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом. Простое, односоставное, определенно — личное
Сложное предложение
Чем отличается сложное предложение от простого? Наличием 2 и более основ
Какой знак чаще всего ставится между частями сложного предложения? запятая
Назовите типы сложных предложений. Сложносочиненное сложноподчиненное, бессоюзное сложное.
Укажите тип сложного предложения: Мы ехали шагом, мы мчались в боях, бессоюзное сложное
Осложненное предложение
Продолжите фразу: «Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если.... стоит после определяемого слова
Определите, чем может быть выражено обособленное обстоятельство? деепричастием
Является ли обращение членом предложения? нет
Определите, где и какой знак пропущен: Ветер, сырой, холодный,пронизывающий с неистовой злобой стучит в окна.
Пунктуация
Укажите, какой знак пропущен в предложении: Гвиана - государство в Центральной Америке.
Укажите, каких знаков препинания не хватает в предложении:
Все вокруг: земля, крыши гаражей, скамейки - покрыты тополиным пухом.
Найдите объяснение пунктуации в предложении: Грачи давно расхаживали по двору и начинали вить гнезда в роще
Запятая перед союзом и не ставится, т.к. соединяет однородные сказуемые.
Объясните постановку двоеточия в предложении: Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потомдумают. Второе предложение раскрывает содержание первого
Стилистика
Дайте стилистическую окраску словам: работать (нейтр.) - трудиться (кн.) — вкалывать (разг.)
Перечислите функциональные стили русского языка.
Художественный, публицистический, научный, официально- деловой, разговорный
3.Укажите суть ошибки в предложении: Идя по улице, у меня слетела шляпа. Неправильное употребление деепричастного оборота
80.Найдите ошибки, допущенные составителем, отредактируйте текст. (на карточке)
Доверенность
Пусть Иванову Сергею отдадут мою стипендию. Он, как будто, человек честный и денег моих не растратит.
Подпись Петров