Методические рекомендации к проведению уроков иностранного языка с применением проектных технологий.


Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Нижнекамский технологический колледж»




Методические рекомендации к проведению уроков иностранного языка с применением проектных технологий.


Составитель:
Преподаватель иностранного языка I кв.кат.
Динара Фикусовна Нгуманова











Нижнекамск, 2016


Содержание

Введение
3

1. Основная часть
5

1.1. Сущность проектного метода
5

1.2. Метод проектов в обучении языку
7

1.2.1. Основные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8

1.2.2. Разновидности проектов:
8

1.3. Этапы проектной работы.
9

1.3.1. Оценка проектной работы.
10

Заключение
12

Список использованной литературы
14



















Введение
К настоящему времени сложилась такая ситуация, что традиционные технологии не обеспечивают полного усвоения быстро возрастающего объема знаний, обновление учебного материала не успевает за современным потоком информации.
Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать новые образовательные технологии и, тем самым, активизировать познавательную мотивацию обучающихся.
Поэтому необходимо начать использовать новые программы, основанные на нетрадиционном изучении иностранного языка.
В настоящее время мы ставим в центр внимания обучающегося, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между преподавателем и обучающимся выстраиваются как диалог и сотрудничество. Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т.к. индивидуальной, прежде всего, является речь обучающегося. И действительно, речь обучающегося - это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д.
Для достижения целей обучения, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции обучающихся необходимо, прежде всего, общение.
Современный обучающийся - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, он получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.
Но изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс для изучения иностранного языка. Таким стимулом может стать проектная работа. Обучающемуся, наконец, предоставлена возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях.
Цель, которую я ставлю перед собой – помочь снять языковой и психологический барьер перед обучающимися при общении на иностранном языке.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
Научить обучающихся находить проблему.
Разработать вместе с обучающимися пути решения проблемы.
Развить у обучающихся навыки поиска и обработки информации.
Помочь обучающимся в оформлении творческих идей.
Морально поддержать обучающегося при защите проектной работы.
Применение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] повышает интерес обучающихся к изучению иностранных языков, помогает накапливать словарный запас.
Методика проектного обучения широко используется для обобщений знаний и умений по изученной теме. Проект – это возможность обучающимся выразить свои собственные идеи в творческой форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого обучающегося как индивида и члена проектной группы. Он сам определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.
Цель проектов – способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое.
На своих уроках, я прежде всего, обучаю способам речевой деятельности, поэтому считаю коммуникативную компетенцию одной из основных целей обучения.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранного языка заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб.
1. Основная часть
1.1. Сущность проектного метода
Метод проектов, как педагогическая технология включает в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий преподавателя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, обучающийся приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
В случае работы в группах, необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта, и роль педагога–координатора в этом случае особенно важна.
Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.
4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Группы обучающихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый обучающийся получает самостоятельный участок работы в проекте.
В процессе выполнения проекта обучающиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в “добывание” знаний. Работая над проектом, обучающиеся учатся работать в “команде”, ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.
При использовании метода проектов меняется и роль преподавателя. Она различна на различных этапах проектирования. Преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
Необходима не передача конкретных знаний, а обучение способам работы для получения знаний.
Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если преподаватель решил использовать при изучении какого–то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать.
Если предполагается, что обучающиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать проблему, преподаватель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Обучающиеся могут назвать некоторые из них, к другим преподаватель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями.
Обучающимся можно предложить также к моменту окончания изучения темы изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами, рисунками, фото, открытками, отражающими самое существенное содержание темы.
Это вполне может быть оформлено как проектное задание, если его дать в самом начале изучения темы и построить весь процесс изучения, как нацеленный на реализацию проекта.
Например, при изучении темы “Кухни народов мира”, обучающиеся получают задание изготовить буклет блюд определенной кухни с иллюстрациями и рецептурами.
При изучении темы «Система образования  в России и странах изучаемых языков» я ставила проблему возможности построения образовательных учреждений будущего, взяв все положительное, что есть в современном образовании России, Великобритании, США? Проект представлял собой работу, включающую устав, изучаемые предметы и форму обучения образовательного учреждения.
Тема « Культура стран изучаемых языков» всегда интересна для обучающихся и они с удовольствием оформляют альбомы с иллюстрациями национальных костюмов, музыкальных инструментов и т.д.
Необходимо отметить, что успешное решение личностно-значимой проблемы предполагает интеграцию знаний  из  других областей. При этом обучающиеся, работая над проектом, воспроизводят в памяти знания из различных областей, полученные на уроках иностранного языка, а также истории, географии и др., что способствует актуализации пройденного материала.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
1.2. Метод проектов в обучении языку
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
акцент на самостоятельной работе обучающихся (индивидуальной и групповой);
выбор темы, вызывающей большой интерес для обучающихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
наглядное представление результата.
1.2.1. Основные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
1.Вариативность
Предполагает индивидуальную, парную и групповую форму работы. Тексты могут быть в виде диалогов писем, таблиц, описаний.
2.Решение проблем
При обучении иностранному языку эффективно использование решения проблем. Они заставляют обучающихся думать.
3.Когнитивный подход к грамматике.
Преподаватель помогает обучающимся самим поработать над грамматическими структурами. Исчезает страх перед грамматикой.
4.Учение с увлечением
Получение удовольствия - одно из самых главных условий эффективности обучения.
5. Личностный фактор
Обучающимся предоставляется возможность говорить о себе, своей жизни интересах, увлечениях.
6.Адаптация заданий.
Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый.

1.2.2. Разновидности проектов:
1. По методу, доминирующему в проекте
исследовательские
творческие
приключенческие, игровые
информационные
практико-ориентированные
2. По характеру координирования проекта
с явной координацией
со скрытой координацией
3. По характеру контактов
внутренние (региональные)
международные
4. По количеству участников
личностные (индивидуальные)
парные
групповые
5. По продолжительности проведения
краткосрочные
средней продолжительности
долгосрочные

1.2.3. Этапы проектной работы.
Определение темы проекта.
Определение проблемы и цели проекта.
Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.
Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
Работа в группах. (Обучающиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную ими работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц.)
Анализ собранной информации.
Подготовка презентации проекта.
Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных обучающихся в организации проекта.

1.3.1. Оценка проектной работы.
Существует два принципа:
1.Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявлённого творчества, четкость презентации.
2.Не исправлять ошибки в конечном варианте проекта, т.к. в эту работу обучающиеся вкладывают много усилий и захотят сохранить её для себя. Это следует делать в черновом варианте.
Нужно помнить, что любой проект - это только часть общего объёма работы, которую обучающиеся выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность преподаватель может в других видах деятельности. А проектная работа даёт возможность развить творческие способности обучающегося.
Интеграция проектов в процесс обучения языку.
Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может:
использоваться как одна из форм внеаудиторной работы,
служить альтернативным способом организации учебного курса,
интегрироваться в традиционную систему обучения языку.
Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п.
Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые обучающимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления - в зависимости от поставленной цели. Курс обучения, в основе которого лежит проектная работа, строится как цепочка проектов, тематически связанных между собой и реализующих принцип преемственности и постепенного усложнения языкового материала.
Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного занятия или заключительного задания урока учебника.















Заключение
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность обучающихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача преподавателя - активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и  открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет обучающимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только  общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проекты предоставляют новые возможности решения методических задач. В то же время для успешного использования данного метода необходимо учитывать специфику не только конкретной учебной дисциплины, но особенности каждого типа проектов.
Для организации внеаудиторных проектов требуются значимые внешние стимулы (поощрения, призы, возможность продемонстрировать результаты широкому кругу людей и т.п.) и значительные дополнительные затраты времени как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей. Кроме того, в таких проектах достаточно сложно ставить специальные обучающие цели, они скорее ориентированы на использование уже имеющихся знаний и сформированных навыков.
Проведение учебного курса или его фрагмента на основе проектной методики (классические проекты) требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый языковой материал и разработать эффективную систему заданий и упражнений. Кроме того, включение подобных проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем организационного и психологического плана.
Проекты, включенные в традиционные курсы, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы обучающихся. При этом важно, чтобы проекты были ориентированы не только на внешний наглядный результат, но и действительно реализовывали основные принципы метода проектов и органично решали задачи обучающего и творческого характера.
























Список использованной литературы

Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении обучающихся двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. –С. 11-15.
Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4.– С. 5-8.
Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 5. – С. 7-11.
Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Улан-Удэ, 2002. – 25 с.
Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177-180.
Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В.Нехорошева // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
Соловова Е.М. Подготовка преподавателя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования / Е.М. Соловова // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 8-11.
Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка / О.В. Теслина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 41-46.









13PAGE 15


13PAGE 14415