Методические рекомендации по использованию интерактивного тренажера «Самооценка» при проведении адаптационных встреч с обучающимися 10 класса в рамках учебного курса внеурочной деятельности «Психология для всех» по теме «Я-концепция. Самопознание. Самоо

Сафронова Наталья Анатольевна
педагог-психолог
МКОУ Чулымский лицей
г.Чулым, Новосибирская обл.

Методические рекомендации по использованию
интерактивного тренажера «Самооценка» при проведении адаптационных встреч с обучающимися 10 класса в рамках учебного курса внеурочной деятельности «Психология для всех»
по теме «Я-концепция. Самопознание. Самооценка».

Целесообразность и эффективность применения. Интерактивный тренажер «Самооценка» представляет собой удобный и эффективный способ информирования школьника о самооценке. Верная самооценка поддержит в нем достоинство человека и даст нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармонии, обеспечивающей уверенность в себе, либо к постоянному конфликту. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки.
Тренажер создает условия для самостоятельной работы учащихся и повышает их активность в процессе самопознания, вносит положительную эмоциональную окраску в учебные занятия.
Создается возможность вариативности использования тренажера: в целом или в соответствии с уровнем подготовки школьника.
Место в процессе образования. 2 учебных часа - общий объем возможного времени использования.
Связь с программами. Интерактивный тренажер «Самооценка» используется с программами:
Программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Резапкиной Г.В., - М.: «Генезис», 2014г.
Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003.
Связь с учебниками. Данный тренажер является дидактическим средством к учебнику: Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология 8-11 класс. Учебник.- СПБ: Издательство «Питер», 2000.-224 с.
Возможные формы использования. Дидактическое средство может быть использовано:
Для демонстрации на экране для всего класса;
При работе с группой учащихся;
Задание всему классу или отдельному ученику для самостоятельной работы,
При выполнении учеником самостоятельных заданий (включая подготовку сообщений, проектных продуктов и пр.),
Организация проектно-исследовательской деятельности.
Время работы с ресурсом. Для использования всего ресурса необходимо 30 минут свободного времени.
Аннотация. Ресурс состоит из 4 блоков: первый блок - информация о самооценке, второй – уровни самооценки, третий – диагностический блок, четвертый - сведения из биографии выдающихся людей, забавные курьёзы из их жизни. На слайдах – сноски, гиперссылки и картинки из различных сервисов Интернета. С любого слайда можно перейти на главную страницу, а со слайдов об уровнях самооценки - к самодиагностике.
Самооценка качества. Особенностями тренажера являются:
открытость (возможность вносить изменения, трансформация, доработка);
обновляемость (как теоретического материала, так и предложение способов коррекции самооценки);
межпредметность (использование на занятиях учебного курса «Технология профессиональной карьеры», «Основы выбора профессии», «Обществознание»);
многовариативность использования в образовательном процессе;
интерактивность (взаимодействие ЦОР с пользователем, обеспечивающее самостоятельные действия учащегося, направленные на поиск необходимого «знания», способа действия);
инновационность (ориентация на учебную самостоятельность, изменение характера взаимодействия между субъектами образовательного процесса).
Презентация-тренажер позволяет педагогу представить учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, что дает максимальный учебный эффект.
Самостоятельная работа с тренажером повышает активность учащихся в процессе обучения самопознанию, создает возможность работать в индивидуальном, комфортном темпе. Для ученика создается ситуация успеха, а педагог реализует свою цель: активизация мыслительной деятельности школьника.
Использование тренажеров возможно тогда, когда важно акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы.
Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка в процессе работы с тренажером. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов-символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.
Важно то, что тренажер «Самооценка» соответствует триединости дидактической цели учебного занятия:
Образовательный аспект:  легче воспринимают учебный материал.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса.
Воспитательный аспект: воспитание организации самостоятельной и групповой работы.
Программно-техническое обеспечение:
Техническое обеспечение: компьютер, выход в интернет.
Перечень мультимедиа-ресурсов: PDF-версии журнала «Школьный психолог» №03/2013 и газеты «Первое сентября» №03-04/2013
Перечень используемых Интернет-ресурсов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дополнительные сведения.
Риски использования тренажера.
Использование интерактивных презентаций требует методологической подготовки педагога: что и когда применить для более эффективного результата.
Недостаточная техническая оснащенность.
Нагрузка на глаза.
Отсутствие свободного компьютерного класса.
Инструкция к презентации.
Слайд 1. Титульная страница.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд 2. Аннотация. Разделы тренажера открываются через управляющие кнопки кликом мыши. Возврат осуществляется таким же образом.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд 3. Информация о самооценке. Определение понятия. Кликом мыши открывается информация о том, что и кто влияет на самооценку подростка, как формируется самооценка. Приводится формула счастья.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Слайд 4. Уровни самооценки. Кликом мыши открывается информация об адекватной, завышенной и заниженной самооценке. На слайде гиперссылки на дополнительную информацию: схема «Что меня ждет», «Два способа повышения самооценки». «Закон гармонии» задерживает внимание позитивной картинкой, что позволяет расслабить мышцы глаз и насладиться открытостью пространства фона и позитивной позе объекта.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Слайд 5.Самодиагностика. Расположение двух вариантов самодиагностики: верхняя часть слайда – переход на интернет-ресурс, где тестирование проводится в режиме он-лайн, в нижней части слайда два теста – проективный с отдельной интерпретацией результатов и текстовый тест.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Слайд 6.Это интересно. Разнообразие информации. Сведения из биографии выдающихся людей, забавные курьёзы из их жизни по клику мыши. Кнопка «Проверим себя» переведет на другую презентацию, где два задания с самопроверкой. Результаты деятельности учащегося представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов-символов «Подумай!» и «Молодец». Домашнее задание не традиционное, оно рассчитано на продолжение мыслительной деятельности о себе, выбор пути самосовершенствования.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Предложения, рекомендации по использованию. Ресурс может быть интересен учителям, классным руководителям, педагогам-психологам, родителям, школьникам.

Root Entry