ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК АСПЕКТ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Игнатенко А.В., магистрант 2 курса, факультета социологии
Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Российская Федерация
Игнатенко С.В., руководитель районного научного общества учащихся
Баевского района МКОУ «Нижнечуманская СОШ»
с. Нижнечуманка, Российская Федерация
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ КАК АСПЕКТ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года»
определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является
увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса [3].
На первый план выходят компетентностный и личностно-ориентированный подходы.
Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности обучающегося – субъекта, признающее самобытность и самоценность его опыта, выстраивающее педагогическое взаимодействие на основе субъектного опыта
обучающегося [1].Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
Патриотизм - любовь к своему Отечеству - глубокое и сильное человеческое чувство.
Это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране. Это и ведущее нравственное качество, которое рассматривается как наивысшее проявление
политической и гражданской активности человека.
Патриотические чувства и взгляды формируются под влиянием множества факторов и
являются, с одной стороны, компонентом личностной идентичности человека, а с другой -
результатом его социализации.
Эмоциональное чувство привязанности и любви к родительскому дому, к родным и
близким усложняется, появляется рациональное и рефлексивное отношение к Родине,
когда патриотизм выражаются в намерении действовать, руководствуясь патриотическим
чувством в своих поступках.
Патриотические переживания не обязательно напрямую связаны с понятием «Родина»,
но с его символизированными проявлениями - событиями, людьми или идеями. Особое
значение приобретает то, как человек рассматривает и оценивает свой опыт жизни в стране
и опыт своих предков, как, он переживает прошлое и какие планы он строит относительно
своего будущего.Воспитание патриотизма в школах осуществляется в рамка школьного краеведения. Школьное краеведение важный фактор патриотического воспитания, расширяет кругозор и развивает познавательный интерес учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Об этом писали многие историки - практики и в 50-60-е годы ХХ века. «Одним из
средств патриотического воспитания учащихся является школьное краеведение. В процессе
краеведческой работы у учащихся складывается интерес к изучению истории страны,
родного села, воспитывается любовь к родному краю» [2, с. 102].
Автор данных строк отмечает, что в 50-60-е годы эта работа велась в средней школе, что
был организован исторический кружок. Результатом работы, которого явился созданный
краеведческий музей.
Начиная с 1999 года, краеведческие конференции школьников проводятся и в Баевском
районе, где их организацию взял на себя комитет по образованию и добровольческая
организация «Солнышко», эти конференции проходят в рамках программы «Отечество».
К настоящему времени прошло 15 районных историко-краеведческих конференций.
Конференция проходит по нескольким направлениям: родословие; летопись родного края;
школьные музеи; военная история России; дети и война; Великая Отечественная война;
этнография; археология; исчезнувшие памятники России; земляки.
Участниками конференции могут быть учащиеся 6-11 классов, ведущие поисково-
исследовательскую работу; учителя школ, ведущие поисково-исследовательскую работу
сами или совместно с учащимися; представители краеведческих кружков, школьных
музеев, военно-патриотических клубов и т. д.
Подготовка конференции проходит в два этапа: 1 этап – проходит в школе; 2 - районная
конференция в ДЮЦ.
Предъявляются требования к исследовательской работе, которая представляется на
защиту. Научными руководителями выступают школьные учителя истории, руководители
кружков.
Но нужно отметить то, что уровень первых работ был гораздо ниже, чем уровень работ,
представленных в последние года.
На базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского
края» было проведено исследование с целью изучения уровня социализированности
учащихся, участвующих в историко-краеведческих конференциях.
С помощью методики изучения социализированности личности (М.И. Рожков) выявлена
динамика по критериям социализации. Результаты диагностики учащихся 7 и 11 классов
представлены в таблице (см. ниже).
Таблица 1
Результаты диагностики учащихся 7 - 11 классов (в баллах)
Шкала 7 класс 11 класс
Социальная адаптированность 2,7 3,2
Автономность 2,7 2,9
Социальная активность 2,2 3,4
Нравственность 2,3 3,2
Из таблицы видно положительную динамику по показателям «социальная
адаптированность» с 2,7 до 3,2 баллов, «автономность» с 2,7 до 2,9 баллов, «социальная
активность» с 2,2 до 3,4 баллов, «нравственность» с 2,3 до 3,2 баллов, т. о. можно
констатировать средний уровень социализированности учащихся. В 7 классе выявлены
некоторые трудности, например, низкий уровень социальной активности, проблемы в
процессе общения. С одной стороны, подростки получают свободу действия, с другой – не
имеют достаточного опыта и необходимого объёма социальных знаний и умений. В 11
классе выявлено: сформированные качества личности, определённость в выборе профессии
и своих целях на будущее, учащиеся более адаптированы и активны в школьной жизни. В
процессе социально-педагогической деятельности в школе к 11 классу у учащихся
отмечается средний и высокий уровни социализированности.
Таким образом, реализация данного подхода способствует социальной активности
учащихся. Выпускники успешно продолжают обучение в высших (16,7% / 33,3%) и
средних учебных заведениях (43,7% / 22,2%) данные за 2013 / 2014 годы.
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и
государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из
первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальной и
государственных институтов.
Список использованной литературы
1. Гиенко, Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков с
использованием проектных технологий [Электронный ресурс] / Л.Н. Гиенко // Концепт. –
2014. – Спецвыпуск № 23. – ART 14776. – URL: http:// e-koncept.ru/ 2014/ 14776.htm. – Гос.
рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения: 10/03/15].
2. Кружковая работа по истории и обществоведению: сб. статей / Сост. П. Простов. –
М.: Просвещение, 1984. – 192 с.
3. Распоряжение от 7 февраля 2011 г. n 163-р о концепции Федеральной Целевой
программы развития образования на 2011-2015 годы. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http:// www.referent.ru/1/173627.
© Игнатенко А.В., Игнатенко С.В., 2015г.