РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ТРЕНАЖЕРА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ


А.В. Ломакина
Научный руководитель к.ф.-м.н.доцент М.С. Лопатин
РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ТРЕНАЖЕРА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ
До трех четвертей всех инцидентов в судовождении происходит по вине человека. Причинами возникновения ошибок при управлении судном, могут быть: недостатки информационного обеспечения; внешние факторы или физическое и психологическое состояния человека; ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения. Для решения этих проблем, требуются интерактивные системы обмена информацией и глобальные системы управления. В скором времени судостроители обещают появление автономных судов, которые будут обходиться без экипажа вовсе. За движением судна будет следить оператор диспетчерского центра, по каналам связи получающий информацию, включая вид с капитанского мостика, в том числе с применением систем телеприсутствия.
Таким образом, формируются новые требования к учебно-тренажерной подготовке рядового и командного состава экипажей морских судов.
В результате изучения существующей технологической базы мы пришли к выводу, что для создания учебного тренажера по управлению движением судна наилучшим решением будет применение технологии дополненной реальности и набора технологий Java. Для решения этой задачи необходимо разработать полные компьютерные имитаторы соответствующих технологических процессов. А также программные средства систем управления моделями технических средств, настройки систем управления, автоматической регистрации действий обучаемого в моделируемых ситуациях.
Такой тренажер моделирует движение автономного судна, способного идти по заданному маршруту, самостоятельно решая типовые задачи судовождения (распознавание малых объектов, автономная прокладка курса и маневрирование для избежания столкновений).
Тренажер будет транслировать на поверхность окон-дисплеев виртуальной «капитанской рубки» запрашиваемые данные об окружающей среде и состоянии судна, показывать потенциально опасные маршруты. Виртуальный интерфейс управления позволит контролировать бортовое оборудование и определять местоположение судна. Автоматизированная система управления будет контролировать причаливание судна, координировать движение и работу систем судна в случае возникновения нештатной ситуации.
Для разработки тренажера будут использоваться: язык программирования Java, инструменты создания трехмерной графики, интегрированная среда разработки программного обеспечения IntelliJ IDEA.
Тренажер будет состоять из двух полнофункциональных "мостиков", с системой дневной и ночной визуализации судоходной обстановки в 360 градусов и четырех дополнительных "мостиков", оборудованных имитаторами современных радаров, средствами автоматической радиолокационной прокладки и системами электронной картографии.
Инструкторская станция будет оснащена системами видео и аудио мониторинга за действиями обучаемых на местах с возможностью записи и последующего воспроизведения для разбора выполненных упражнений обучаемыми. А также инструменты выбора районов плавания, типов судов и типовых навигационных задач.
Пополнение парка тренажерных комплексов ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова таким типом тренажера позволит приобрести навыки дистанционного управления высокоавтоматизированными судами слушателям курсов повышения квалификации и курсантам.
Литература
Современные информационные технологии в судовождении. [Электронное учебное пособие] / Л. Л. Вагущенко - Одесса: ОНМА, 2013.
Информация с официального сайта Java www.oracle.com