Использование на уроке русского языка электронного репетитора «Символ — Тест»

Разработка урока по русскому языку
5 класс
Тема:
«Имена существительные собственные и нарицательные»
(Использование на уроке русского языка электронного репетитора «Символ - Тест»)
План-конспект
Цель: научить различать имена существительные собственные и нарицательные, отличать названия однородных предметов от единичных.
Задачи:
1. Формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках).
2. Развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
4. Развивать монологическую речь обучающихся (составление рассказа на лингвистическую тему).
  Оборудование урока: опора «И,ы после ц», электронный репетитор «Символ-тест», раздаточный материал («Самопроверка», «Найди и исправь ошибку», «Дополни предложение»)
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, создание проблемной ситуации.

Ход урока:
I Организационный момент. Гимнастика для дыхания
II На какие вопросы ответит тема урока?
III Словарная работа
Орфоэпическая разминка
Поставьте знак ударения:
досуг, звонит, квартал, цикада*, щавель (« пятый лишний»)
Объясните значение слова цикада.( при затруднении: « При помощи «Толкового словаря» определите значение слова )
Дайте характеристику звуку Ц
Объяснить правописание слова «цикада» (опора)
Работа на тренажёре «Символ -тест» И, ы после ц в режиме F2 («Самоконтроль»)

Код без пробелов вставь буквы: ы-и-е

ною
ц..рк, ц..ганский,ц..клон, ц..нтральный, милиц..я


гию
ц..плячий, ц..ркуль, куниц..н, рац..я, ц..кнуть,


омт
дисц..плина, пунктуац..я, на ц..почки, лекц..я, оц..нить


пм6
синиц.., ц..тата, ц..фра, ц..плята, лисиц..н


бмщ
песц.., лекц..я, куц..й, нарц..сс, ц..трусовые


йля
ц..нга, овц.., ситуац..я, ц..ган, грац..я


Во время работы ребят оказывается помощь слабоуспевающим детям (индивидуальная работа)

IV Физминутка
V Новый материал. Правописание имён существительных собственных
По схеме ( на доске: ) составь со словом ЦИКАДА
предложение, используй словарную статью
Цикада обитает в Крыму, на Кавказе4.(
- Почему слова Крыму, Кавказе написаны с большой буквы?
- Какие имена существительные относятся к именам собственным?
- Как оформляются на письме имена собственные?
- Работа с теоретическим материалом учебника (стр.199)
VI Закрепление
Исправь ошибки (ученик выполняет у доски, класс записывает)
ц..ганёнок,2 яшка, за, следит, внимательно, полётом, орла.
ребята приехали в орёл3
на теплоходе орёл тихо играла музыка
Самостоятельная работа (раздаточ.)

------------------------------------------------(имя)
Найди и исправь ошибки (8) в написании имён собственных
Ангара
Прекрасна река ангара. Она вытекает из огромного и глубокого озера байкал. Ангара протекает по дремучей тайге и впадает в енисей. Самый крупный город на ангаре – иркутск. Сядем в иркутске на метеор, и он помчит нас по ангаре.

Творческая работа. Вставь в предложения названия городов, произведений, передач, команд (раздаточ.)

1.Город ______________ расположен на реке ________________________.
2.С большим интересом мы обсуждали рассказ__________________________
писателя ____________________________. 3.В журнале _____________________ всегда найдёшь много интересного о жизни животных и растений. Мы увлечённо смотрели матч между командами ___________________ и ________________.
(для детей быстро выполнивших предусмотрен анализ слова (имени собственного))
VII Обобщение, итоги
Что нового узнали о существительном?
VIII Домашнее задание

Стр. 199
Упр.№ 494

IX Оцени свою работу на уроке смайликом




















Раздаточный материал
-------------------------------------------------------------------------------------
Вставь И,Ы или Е
Код без пробелов вставь буквы: ы-и-е
ною
ц..рк, ц..ганский,ц..клон, ц..нтральный, милиц..я

гию
ц..плячий, ц..ркуль, куниц..н, рац..я, ц..кнуть,

омт
дисц..плина, пунктуац..я, на ц..почки, лекц..я, оц..нить

пм6
синиц.., ц..тата, ц..фра, ц..плята, лисиц..н

бмщ
песц.., лекц..я, куц..й, нарц..сс, ц..трусовые

йля
ц..нга, овц.., ситуац..я, ц..ган, грац..я


--------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------ (имя)
Найди и исправь ошибки (8) в написании имён собственных
Ангара
Прекрасна река ангара. Она вытекает из огромного и глубокого озера байкал. Ангара протекает по дремучей тайге и впадает в енисей. Самый крупный город на ангаре – иркутск. Сядем в иркутске на метеор, и он помчит нас по ангаре.


Вставь в предложения названия городов, произведений, передач, команд.
Город ______________ расположен на реке ________________________.
С большим интересом мы обсуждали рассказ ______________________
писателя ____________________________.
В журнале ___________________________ всегда найдёшь много интересного о
жизни животных и растений. Мы увлечённо смотрели матч между
командами __________________ и ___________________.
15