Коррекционно-развивающая работа и психолого-педагогическая диагностика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья за I полугодие 2014-2015 учебного года


Коррекционно-развивающая работа и психолого-педагогическая диагностика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
за I полугодие 2014-2015 учебного года
Педагога-психолога
Камышовой Вероники Викторовны
Дрезна, 2014г.
Цель: Психологическое, социальное, медицинское сопровождение, обучение детей с легкой умственной отсталостью и другими сопутствующими нарушениями в развитии; обеспечение психологической помощи и сопровождение учащихся группы риска.
Задачи:
- подбор диагностических материалов для обследования учащихся;
- психологический анализ социальной системы развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;
- изучение познавательных процессов и особенностей личности учащихся;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающегося;
- профилактика девиантного поведения и дезадаптации учащегося;
- содействие обеспечению деятельности педагогических работников лицея научно-методическими материалами и разработками в области психологии;
- отслеживание и профилактика суицидальных наклонностей учащихся;
- оказание коррекционно-развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими.
В течение I полугодия основными направлениями работы были:
1. Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая):
Цель: определение индивидуальных особенностей и способностей личности: потенциальные возможности, профессиональное самоопределение и самореализация, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.  
В I полугодии 2014-2015 учебного года все вновь поступившие дети и учащиеся 2-го курса были обследованы по следующим методикам:
- Тест «Способен ли ты быть лидером» направлен на выявление лидера в группе, лидерских качеств, способностей учащихся (уч-ся 1 курса)




- Проективная методика «Дом. Дерево. Человек» направлена на исследование личности (гр. уч-ся детей-инвалидов из 7 чел.) При интерпретации рисунков учащихся прослеживается чувство отвергнутости, трудность раскрыться перед другими, акцентирование прошлого. После окончания занятия ребята остались довольны.
- Проективная методика арт-терапии «Воздушные рисунки» направлена на развитие воображения, мелкой моторики рук, выявление психического состояния (IIкурсы)
- Тест «Психологический тип в общении» - определение типа общения с окружающими, уровень эмоциональности, требовательности к собеседнику(I курсы)
- Тест Леонгарда–Шмишека «Типы акцентуаций характера» - исследование черт, склонностей, сложностей характера личности (I курсы)


Анализ адаптации вновь прибывших учащихся
в 2014-2015 учебном году
Каждый год в наш лицей – приходят новые учащиеся разного возраста. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей поступают из детских домов, приютов, других школ – интернатов. Для них характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.
В I полугодии с вновь прибывшими учащимися проводилась организованная работа по адаптации и социализации: индивидуальные и групповые  беседы с учащимися; диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности воспитанников и т.д.); индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации;


По результатам анкетирования учащихся были получены следующие результаты:
- у 3-х воспитанников (27%) – Тимур Д., Дима Б., Жанна П. высокий уровень критерии успешной социальной адаптации, у этих ребят осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни, гармония отношений с взрослыми и сверстниками, адекватное отношение к педагогическим воздействиям, развит самоконтроль поведения, принимают
активное участие в жизни коллектива.
- самый низкий уровень критерий социальной адаптации у Юли Б.( 9%), ей присуще неприятие и невыполнение норм коллективной жизни, неадекватное отношение к педагогическим воздействиям, пассивное участие в жизни коллектива, неудовлетворенность своим  статусом и отношениями.
- основной состав учащихся (64%) им свойственно конформизм  в отношении норм коллективной жизни, либо преобладает индивидуальное отклонение в поведении, либо социальное, неустойчивые отношения с окружающими, противоречивое отношение  к педагогическим воздействиям, периодическое участие в жизни детского коллектива, неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями (Настя Ф., Надя С., Альберт В., Алексей П., Никита Т., Максим К., Ваня Б.).С учащимися, испытывающими трудности в период адаптации была проведена следующая групповая и индивидуальная психокоррекционная работа: индивидуальные беседы по преодолению социально – педагогических и психологических трудностей, групповые коррекционные занятия направленные на развитие социальных и коммуникативных умений необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами «Все вместе», «Сделай как я», групповые занятия по снятию эмоционального напряжения в нутрии коллектива: игра «Отгадай», «Пойми состояние».

По результатам опросника «Мотивации» учебной деятельности можно сделать следующие выводы, что самые низкие показатели имеют Башашина Ю., Толстов Н. (18% уч-ся), самые высокие показатели имеют Коробов М., Сапельничкова Н., Данилов Т., Фабричнова Н. (36% уч-ся) средний уровень имеют учащиеся Пасоркина Ж., Власенко А., Пыжнов А., Балашов Д., Бузаладзе В. (46% уч-ся).С учащимися с низкими показателями мотивации к учебной деятельности была проведена работа совместно с мастером п/о, индивидуальная и групповая коррекционная работа: индивидуальные беседы в присутствии мастера п/о, групповые коррекционные занятия на сплочение совместно с мастером п/о «Добрый клубок», «Изготовление веселых человечков», «Изготовление Новогодней открытки», занятия на развитие инициативы к обучению в группе «Прогулка в лес», «Зеркало».

Из анализа данных всех вопросов видно, что большее количество учащихся имеют положительную динамику адаптации и социализации в условиях нашего учебного заведения. 7 чел. указали на то, что не испытывают чувство голода в условиях проживания в общежитии. 10 чел. ответили, что им нравится распорядок дня, довольны отношениями со взрослыми и сверстниками. 8 чел ответили, что хотели бы принимать участвовать в жизни группы и техникума. 6 чел. ответили, что утром не всегда идут с радостью на занятия и 8 чел., что чувствуют усталость на занятиях.
3429024257000
- Опросник диагностики состояния агрессии Басса-Дарки – диагностика состояния агрессии, враждебности, латентных (скрытых) форм агрессии, физической и косвенной агрессии (I и II курсы)
- Проективный рисунок «Конструктивный рисунок человека» направлен на выявление качеств человека. Это задание объединяет проективный рисунок фигуры человека с неосознанным предпочтением основных геометрических фигур: треугольника круга и квадрата (уч-ся 1 курса)
- Тест Бурдона «Коррекатурная проба» - оценка переключаемости, концентрации, устойчивости внимания (уч-ся 1 курса)
- Проективная методика исследования личности «Дом, дерево, человек».
- Проективная методика исследования личности «Человек под дождем»
- Проективная методика «Цветовой тест Люшра» - направлена на оценивание субъективного состояния личности, его индивидуальности, личностных особенностей (уч-ся 1 курса)
- Проективная методика «Психологический климат группы» - направлена на определение психологического климата, настроения, общей атмосферы в группе в данный момент (уч-ся 1 курса)
2.Психологическая коррекционно-развивающая работа
- групповое коррекционное занятие на знакомство и сплочение группы «Мы все разные, но мы все вместе!»
- индивидуальные коррекционное занятие по адаптации и коррекции поведения
- - групповое коррекционное занятие по снятию эмоционального напряжения «Танец спинами»
3. Консультативная деятельность, психологическое просвещение (индивидуальные и групповые консультации, беседы):
Целью работы являлись коррекция взаимоотношений, улучшение взаимодействия педагогов с учащимися, успешная адаптация.
- Проводились индивидуальные беседы:
- С трудными учащимися (Дима З., Юля Б., Альберт В., Тимур Д., Никита Т., Женя К., Ваня Б., Ира П., Сережа К., Витя Л.);
- Нарушающими правила проживания в общежитии (Вика Т., Катя Х., Дима З., Наташа Д., Женя М., Надя С., Сережа П., Наташа Д., Вадим Т.);
- Санитарно-гигиенические нормы (Паша У., Марк Л., Василисса Г., Саша С..)
- Психологически неустойчивыми (Настя М., Настя С., Саша С., Аня Ф., Женя К., Вадим Т., Ваня Б.)
- Склонными к суицидальному поведению (Лена Х., Катя Х.)
- Нарушителями техники безопасности поведения в общественных местах (Максим С., Альберт В.)
- Нарушающими правила во время учебных занятий (Вика Т., Ира П., Смирнова С..)
- Консультирование учащихся по их обращению (Настя М., Максим К., Аня Н., Дима З.., Дима Д., Максим З., Лена Б.)
- Индивидуальная работа с детьми-инвалидами (Вадим Т., Василисса Г., Марк Л., Настя С., Наташа Д.).
- Выступление на пед. совещаниях с обобщенной информацией выступающих на научно практических конференциях, пленарных семинарах.
4. Творческое развитие и эстетическое воспитание:
- Цирк г. Москва
- Аквапарк г. Мытищи
- спектакль «Снежная Королева» концертный зал «Наталии Сац» г. Москва.
5. Профилактика употребления спиртных напитков, ПАВ и курения:
- Представление презентации по ЗОЖ «Жизнь – территория здоровья»
- Просмотр видеофильма о вреде курения «Конвейер смерти. Никотин»
- Просмотр видеофильма Общероссийского Патриотического проекта о вреде алкоголя «Чижик-Пыжик»
6. Психологическое просвещение и профилактика
Индивидуальное консультирование педагогического коллектива. По просьбе мастеров п/о предоставляла сведения об индивидуальных особенностях психического развития учащихся, проводила беседы с трудными детьми, проводились совместные групповые коррекционные занятия на темы: разрешение конфликтов, профилактика употребления средств негативно влияющих на здоровье. Составляла характеристики на учащихся для предоставления в опеку, врачу-психиатру, инспектору ОДН.