«Внедрение форм и методов, развивающих нравственное и военно-патриотическое воспитание, учитывая индивидуальные особенности для успешной социализации подростка».


Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийского автономного округа - Югры«Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Безноскова Ивана Захаровича»
Колмакова Елена Юрьевна, воспитатель кадетской школы.
Тема моего самообразования «Внедрение форм и методов, развивающих нравственное и военно-патриотическое воспитание, учитывая индивидуальные особенности для успешной социализации подростка».
Выбор темы неслучаен. В последние годы наше общество утратило традиционные российские ценности (патриотизм, коллективизм, уважение к старшим, трудолюбие, взаимная поддержка, служение Отечеству). Ориентация большинства представителей молодого поколения направлена на нетрадиционные для России ценности (индивидуализм, потребительство, материальные ценности и развлечения, неуважительное отношение к старшим, безразличное или негативное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей страны).
Тема моего самообразования перекликается и с миссией школы.
Форма — это внешнее выражение какого-либо содержания, организационная сторона его системы.
В практике воспитания сложилось многообразие форм, которые применимы и в решении задач патриотического воспитания.
Не ставя целью, анализ их классификаций, обратимся к выделенным исследователями типам форм воспитания, которые применимы и во внеурочной деятельности.
Первый тип представляют те формы, которые реализуются в процессе обучения.
Второй тип объединяют формы, интегрированные под общим термином «система воспитательной работы», которая представляет собой комплекс мероприятий, в той или иной мере адекватных поставленной воспитательной цели и задачам.
В третий тип сгруппированы те из форм, которые интегрированы в повседневную жизнь и деятельность школьников как естественная форма жизнедеятельности. К ним относятся: коммунарская методика; воспитательная форма «лагерь» труда и отдыха, культурно-досуговые учреждения, оздоровительные лагеря.
Классификации форм воспитания
Основание классификации Основные формы Примеры реализации
1. По числу объектов воздействия - индивидуальные
- групповые
- массовые - индивидуальная беседа, общественное поручение;
- собрание, классный час,
- встреча с ветеранами войны,
беседа, лекция, дискуссия;
- игра-путешествие, экскурсия;
- патриотические акции (помощь ветеранам труда), конференции, просмотр и обсуждение фильмов, военно-спортивные игры, соревнования, вахты и линейки Памяти.
2.По степени новизны в теории и практике - традиционные
- инновационные - конкурс военно-патриотической песни,
- проектная деятельность;
конкурс Интернет-проектов; конкурс видеофильмов «Поклон тебе, солдат России»
3. По форме общения - монологические
- диалогические - Публичная лекция,
лекторий «Славные страницы истории», «Их имена живы в памяти народа»;
- дискуссии, ток-шоу, методика «Гражданский форум»
4. По средствам воздействия - словесно-логические (воздействие словом); - образно-художественные (средство воздействия: совместное эстетическое переживание)
-трудовые (средство воздействия -совместная работа)
- игровые (средства воздействия различны: слово, действие, образ, чувства- психологические (средства воздействия-элементы психологического тренинга) - беседа, групповая дискуссия;
-КТД «Шестидесятники: поколение, опаленное войной», «А музы не молчали»;
- благоустройство улицы, школы;
- Дискуссионные качели,
День добрых сюрпризов, Диалог с веком
- психологическая студия (тренинг) «Быть русским: что это значит?»
Исследователи отмечают, что в воспитании очень важно не противопоставлять одну форму другой и не отрицать возможности каждой.
В своей теме самообразования, с учётом индивидуальных особенностей своих воспитанников, приоритетными я выбрала нравственное и военно-патриотическое воспитание.
Нравственно-этическое воспитание
Цель: Формирование духовно-нравственных качеств личности и этической культуры воспитанников.
Задачи:
приобретение воспитанниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;
развитие ценностных отношений воспитанника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру;
просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников;
развитие  нравственных  личностных  качеств,  таких,  как  доброта,  желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Реализуя данные задачи, я использую такие формы работы:
дискуссии духовно-нравственного содержания, творческие занятия, тематические классные часы о дружбе, любви, нравственных отношениях, нормах морали;
Экскурсии, посещения музеев;
Круглые столы, дебаты.
Хочется немного остановиться на инновационной форме воспитания, которую мы использовали в течение первого полугодия.
Мы с детьми организовали проект, средней продолжительности, в течение месяца «С любовью о маме», продуктом которого стал классный час-праздник, который мы провели в актовом зале.
Форму организации воспитанников я выбрала индивидуальную и групповую. Все были поделены по группам, с учётом индивидуальных способностей и интересов, что приветствуется нормами ФГОС.
Методы обучения, использованные в проекте:
Наглядный (методы иллюстрации и демонстрации): презентация, фильмы данной тематики.
Исследовательский: анкетирование детей, педагогов и родителей, дискуссия после прочтения рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», эвристические беседы, проводимые в течение месяца.
Поисковый (мозговые атаки): поиск информации в книгах, в Интернете, с целью, составлении сценария, нахождения стихов к классному часу и сбор информации о Дне матери.
Словесный: беседы, чтение и разучивание стихов, разучивание песен, поиск и выбор пословиц, анализ ситуаций.
Практический: изготовление цветов для украшения зала, инсценировка сценки, организация праздника.
Метод стимулирования: поощрение.
Проектная деятельность интересная форма работы, хотя длинная и трудоёмкая, т.к. нужно постоянно поддерживать интерес воспитанников.
Что касается задач нравственно-этического воспитания нашего класса, то в данном мероприятии мы коснулись некоторых из них и успешно выполнили:
просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, оценок (воспитанники понимают свою значимость и что находясь в отдалении от дома, они могли поздравить маму с праздником через видеоролик, размещённый в группе «Кадеты Югры».)
изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений (решалась через опрос детьми своих родителей);
критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников (это решается на протяжении всей подготовки мероприятия);
развитие  нравственных  личностных  качеств, прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей (дети просили прощения у мамы, вспомнив и осознав неприятный поступок, по отношению к маме).
Следующее направление, которому я уделяю важное место в воспитании -
Военно-патриотическое
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
Привлечение воспитанников к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края через музейную деятельность;
Формировать у воспитанников такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность;
Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи;
Сотрудничество в проведении воспитательных мероприятий со школьным музеем.
Формы работы:
Встречи воспитанников с войнами, служившими в Чечне;
Возложение цветов и венков к памятникам, погибшим в ВОВ;
Тематические классные часы;
«Круглые столы», игры; дебаты;
Просмотры кинофильмов;
Неделя славы, посвященная годовщине снятия блокады Ленинграда;
Неделя славы, посвященная Дню Победы;
Неделя славы, посвященная Дню защитника Отечества;
Подготовка и проведение мероприятий, посвящённых государственным праздникам.
Методы воспитания
Методология – это учение об организации деятельности.
Российское государство в лице правительства, заявило об ответственности за воспитание граждан своей страны, утвердив государственную программу и Концепцию патриотического воспитания.
Процесс воспитания патриотизма в образовательном учреждении подразумевает использование тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.
Педагоги могут использовать разные методы преимущественно обучающего свойства. Это могут быть разные формы устного изложения и обсуждения событий патриотического характера, беседа, выполнение индивидуального задания, лекция, рассказ, семинар, групповая дискуссия, ролевая игра.
В деятельности по патриотическому воспитанию наиболее приемлема классификация Ю.К. Бабанского, всего он выделяет три группы методов:
1. Методы формирования патриотического сознания личности.
2. Методы организационной деятельности, опыта патриотического поведения.
3. Методы стимулирования патриотической деятельности и поведения.
Представленные в первой группе методы способствуют формированию патриотического сознания школьников на основе их просвещения (убеждение словом, личным примером, диалог).
Особенно важную роль играет метод убеждения личным примером педагога.
Если педагог объяснил детям, что во время звучания Государственного гимна России следует стоять и не разговаривать, но сам в это время тихо разговаривает с коллегой, действия данных методов окажутся неэффективными, т.к. не подтверждены личным примером.
2. Методы, представленные во второй группе, направлены на патриотическое воспитание путем вовлечения школьников в различные виды деятельности (ценностно-ориентационную, трудовую, общественную, художественную, спортивную, досуговую).
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах самоуправления, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях гражданско-патриотической направленности.
Ценностно-ориентационная деятельность является психологическим процессом формирования отношений к миру, формирование убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями.
К этой группе относятся следующие методы: педагогическая поддержка, требование, перспектива, пример.
3. Представленные в третьей группе методы воспитывающих ситуаций, ролевых игр, тренинги для выработки патриотических и этических знаний, привычек, коммуникативных умений.
Педагогические стимулирующие методы: поручение, требование, общественное мнение, ситуации выбора и успеха, поощрение способствуют выработке привычек и навыков патриотического поведения.
Важную роль наряду с методами педагогическими играют вспомогательные — психологические, психотерапевтические. Эта роль обусловлена тем, что преобразования, происходящие в личности, представляют собой психологический механизм влияний воспитателя.
Для успешной организации процесса патриотического воспитания школьников педагог должен умело сочетать в едином комплексе формы и методы воспитания. При этом следует понимать, что в разных формах организации деятельности детей преобладает тот или иной метод как основное средство воздействия.
В нашем классе проведён открытый классный час военно-патриотического воспитания: Кл. час «Трагедия Беслана ».
Другие классные часы данной тематики, проводимые в течение года:
Беседа «Алексей Маресьев»
Беседа «Мы – граждане России».
Беседа «Памяти Зои Космодемьянской»
Кл. час «День снятия блокады города Ленинграда и т.д.