Метод проектов как один из видов самостоятельной деятельности обучающихся с ОВЗ и средство их успешной социализации.


Метод проектов как один из видов самостоятельной деятельности обучающихся с ОВЗ и средство их успешной социализации.
Школа сегодня старается идти в ногу со временем. Очень актуально сегодня звучат слова А. Дистервега, немецкого педагога : «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Значит, чрезвычайно важно было показать детям, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни, а эти знания они могут приобретать самостоятельно под руководством педагога. Формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков основывается на системно-деятельностном подходе, включающем в процесс корректировки современные образовательные технологии. Возникает проблема поиска методов и форм коррекционного воздействия, которые помогут ребёнку овладеть способами действий, необходимых для его развития и самосовершенствования. Придя работать в 1 класс, проведя диагностику, наблюдая за детьми, беседуя с родителями, учитывая требования ФГОС, я пришла к выводу, что метод проектов поможет решить мне возникшие вопросы.
Ведь проектная деятельность – это эффективное средство формирования учебных действий у школьников, в том числе и у детей с ОВЗ, качественная основа, которая может реализовать гуманистический подход к развитию, так как способствует формированию творческой личности.
Учитывая проблемы моих воспитанников, а это – неумение общаться, отсутствие желания читать, неорганизованность, разобщённость, низкий уровень самостоятельного мышления в 1классе, я решила приступить к проекту «Сказки Пушкина». Включила в работу всех обучающихся 1 класса, педагогов, родителей. Самостоятельная деятельность детей заключалась в рассматривании иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина, в рисовании, раскраске, лепке. аппликации, ручном труде по сказкам. Первоклассники знакомились с творчеством Пушкина, формировался коллектив детей и взрослых. Родители тоже рисовали, читали, делали декорации, шили костюмы. Ведь продуктом нашего проекта стала гостиная «Что за прелесть эти сказки!»
Мне удалось увлечь детей проектной деятельностью. Достигнуты были цели и задачи, сплотился коллектив первоклассников и родителей, жизнь детей стала эмоционально богатой.
Во 2 классе обучающиеся уже решили каждый самостоятельно сделать свой проект, исходя из своих интересов, умений, навыков, возможностей. Самостоятельность второклассников поощрялась мною, подсказывала источники информации, направляла мысли учеников в нужное русло для самостоятельного поиска. Темы проектов были разнообразны: «Мировая история бисера», «Конструктор Лего», «Волнистые попугайчики», «Мой домашний питомец» (о кошке и собаке), «История мирового футбола», «Удивительное дерево — секвойя», «Мир обезьян», «Моя Родина – Каралпакстан», « Мир до динозавров». И опять помощниками в нашем деле стали родители.
Разумеется, что метод проекта имеет свои специфические особенности и подходы к организации с обучающимися с ОВЗ. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.    Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектов, планов и отчетов обучающихся, выставку лучших изделий.
Обучающиеся с ЗПР могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы я приготовила «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности обучающихся. «Копилка» сопровождалась приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволило мне проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.
В 3-4 классах обучающиеся делали проекты из области учебной деятельности во второй половине дня. Эти проекты помогали учителю возможность разнообразить формы проведения занятий. А я стимулировала творчество, помогала, мотивировала, планировала действия совместно с учителем. Темы учебных проектов: «Гончарное производство», «Берёза – символ России», «Что такое «дюжина»» и другие. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребёнка, углубление его знаний и совершенствование умений, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, накапливается опыт коммуникации. Работая в команде, взаимодействуя с другими её членами, обучающийся проигрывает социальные роли в рамках сообщества. Он начинает ориентироваться в содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков других людей, что важно для формирования его личностных и социальных компетенций.
При разработке этапов проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья приходится учитывать их психологическое и физическое состояние, с тем, чтобы правильно составлять план их включения в совместную проектную деятельность, обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку.
В 5 классе мы с детьми стали победителями в конкурсе проектов среди обучающихся 5 – 9 классов «Школьный этикет». В результате мои воспитанники самостоятельно и в совместных усилиях решали проблему проекта, применив необходимые знания подчас из разных областей, получили реальный и ощутимый результат. Конечно, степень самостоятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы и характера отношений в коллективе класса.  В своей педагогической деятельности я давно использую проектную деятельность, поэтому планирование, реализация и оценка проектов осуществляется самими детьми. Необходимо дать ребенку возможность быть руководителем, организатором и экспертом. Таким образом, я пытаюсь насытить внеурочную жизнь учеников интересной и полезной работой, формирующей навыки исследовательской, творческой деятельности. За время обучения в 6 классе мы продолжаем заниматься разными видами проектов: информационными, исследовательскими, творческими, индивидуальными, групповыми. Об успешности нашей деятельности говорят наши победы в этом году в конкурсе проектов школы Новикова Д. с проектом «Профессия Учитель» и Панова А. «Профессия шофёр» (2-е и 3-е места), где руководителями проектов являются не только педагог, но и родители.
Таким образом, проектная деятельность предполагает использование исследовательских, поисковых методов, методов решения проблем, ориентированных на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта работа расширяет знания обучающихся, учит самостоятельному поиску информации, решению поставленных перед ними проблем, что очень важно для современных школьников. Все это будет способствовать в дальнейшем их успешной социализации в современном обществе. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с педагогом, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Всё это помогает готовить обучающихся к самостоятельной жизни и труду.