Отчёт о взаимодействии органов опеки и попечительства, образовательных организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» по соблюдению и защите прав детей и детей, оставшихся без


Информация
о взаимодействии органов опеки и попечительства, образовательных организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» по соблюдению и защите прав детей и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в техникуме.
Взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки сирот – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для трудовой деятельности и дальнейшего образования ребенка. Необходимость взаимодействия субъектов сопровождения профессиональной подготовки детей- сирот обусловлена следующими причинами:
− влияние различных образовательных и социальных структур на выпускника детского дома, действия которых не должны противоречить друг другу;
− необходимость объединения усилий и действий специалистов в решении проблем ребенка, создав тем самым условия для успешной социальной адаптации и профессио- нальной подготовки выпускников детских домов.
Наиболее эффективным типом взаимодействия является сотрудничество субъектов сопровождения профессиональной подготовки – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого субъекта сопровождения, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач на последующих этапах сопровождения выпускников учреждений для детей - сирот. Профессиональная подготовка выпускников детских домов проходит поэтапно:
На первом этапе взаимодействия происходит – профессиональное самоопределение. Цель его – обеспечить подготовку к сознательному выбору профессии и соответствующего уровня образования. Организатором взаимодействия субъектов сопровождения на данном этапе является педагогический коллектив детского дома.
2 этап – подготовка воспитанников к поступлению в профессиональное образовательное учреждение по выбранной ими профессии. Организатором этой работы является детский дом.
3 этап – устройство воспитанника в профессиональное образовательное учреждение.
4 этап – адаптивный, предполагающий адаптацию выпускников в профессиональном образовательном учреждении. Это этап активного взаимодействия субъектов сопровождения, от которого очень многое зависит в дальнейшей профессиональной подготовке воспитанника детского дома.
5 этап – основной период обучения воспитанников детских домов в профессиональных учебных заведениях.
6 этап – завершение обучения в профессиональном учебном заведении и трудоустройст- во. Организатором взаимодействия субъектов сопровождения на этом этапе является образовательное профессиональное учреждение, в котором наставник (куратор), специалист по профориентационной работе особое внимание уделяет сиротам, согласуя свои действия с педагогами детского дома и работодателями.
Взаимодействие детских домов с учебным заведением осуществляется на уровне администрации и специалистов (социальных педагогов, воспитателей, преподавателей, мастеров, психологов, медицинских работников).
В 2015- 2016 учебном году в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» обучается 150 детей, имеющих статус сироты. Из них детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 82 человека, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей – 68 человек.
Обучаются дети из детских домов Свердловской области:
Асбестовский детский дом- 3 чел.
Богдановичский детский дом- 4 чел.
Буланашская школа – интернат – 2 чел.
Верхотурский детский дом – 1 чел.
Екатеринбургский детский дом № 3- 2 чел.
Екатеринбургский детский дом № 7 – 7 чел.
Ирбитский детский дом – 1 чел.
ЦСПС и Д г. Ирбита – 1-чел.
ЦСПС и Д г. Полевской -1 чел.
ЦСПС и Д г. Нижние Серги – 2 чел.
Каменск – Уральский детский дом – 3 чел.
Камышловский детский дом – 5 чел.
Карпинский детский дом – 4 чел.
Малоистокский детский дом – 4 чел.
Мартюшский детский дом – 4 чел.
Невьянский детский дом – 4 чел.
Нижнесергинский детский дом – 3 чел.
Нижнетагильский детский дом – школа №1 -2 чел.
Первоуральский детский дом № 1- 7 чел.
Полевской детский дом – 4 чел.
Серовский детский дом – 2 чел.
Сухоложский детский дом -2 чел.
Сухоложский детский дом № 1 – 2 чел.
Сысертская школа – интернат - 4 чел.
Сысертский детский дом – 5 чел.
Тавдинский детский дом – 19 чел.
Филатовская школа – интернат – 2 чел.
Черноусовская школа - интернат – 11 чел.

Содержание и формы совместной деятельности представителей детского дома и образовательного учреждения:
совместные встречи представителей детского дома и куратора (наставника) техникума, ребёнка, представителя администрации с целью представления и обоснования необходимой информации о воспитаннике, о взаимодействии с ним, о его проблемах и трудностях, их учете в образовательной и профессиональной подготовке;
обсуждение процесса сопровождения и результатов адаптации воспитанника на совместной встрече администрации, социального педагога и представителя администрации учебного заведения, классного руководителя, мастера производственного обучения (ПУ);
обсуждение проблем воспитанника, выявленных на этапе адаптации с участием психолога, воспитателя и др. работников детского дома, наставника, педагогов, представителей администрации, специалистов учебного заведения;
проведение педагогического консилиума по разработке мер поддержки и психолого- педагогической помощи сироте;
посещение собрания первокурсников, первого собрания учебной группы с целью изучения атмосферы и среды, в которой будет проходить обучение сироты представителями детского дома и учебного заведения;
знакомство с первым опытом проживания сирот в общежитии социальным педагогом детского дома и наставником учебной группы;
постоянный обмен информацией по проблемам адаптации в учебном заведении и другим проблемам, касающимся сирот, между специалистами, курирующими воспитанников, из детских домов и профессионального учебного заведения;
взаимодействие социального педагога детского дома, наставника (классного руководителя) с преподавателями дисциплин, по которым могут возникнуть трудности при обучении воспитанника, совместный поиск средств и способов предупреждения возможных проблем;
сбор и коррекция информации о детях и взаимодействие в течение всего периода обучения по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся: консультирование, беседы…
проведение совместных- мероприятий в общежитии техникума: футбол; «весёлые старты», «литературная гостиная»,«А ну-ка, парни», «интеллектуальное казино»; праздник к 23 февраля; изготовление поделок к праздникам и дням рождения для братьев и сестёр, находящихся в детских домах; выставки рисунков; устан6овление связей с родственниками, с выпускниками при помощи социальных сетей.

Взаимодействие образовательного учреждения с детскими домами осуществляется:
а) на уровне коллективов (совместные педсоветы, семинары по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, их трудоустройству).
б) на уровне отдельных групп педагогов и специалистов детского дома и профессионального учреждения (педконсилиумы, проблемные группы по оказанию поддержки сирот, совместные психолого-педагогические службы);
в) отдельных педагогов и специалистов (обмен информацией, обсуждение проблем, совместных действий (психологом, воспитателем, социальным педагогом детского дома и классным руководителем, наставником учебной группы; руководителем детского дома и представителем администрации учебного заведения).
г) по взаимодействию техникума с детскими домами ведётся переписка:
письма с информацией о нарушениях правил обучения, проживания в общежитии, самовольных уходах в отношении выпускников детских домов, обучающихся в техникуме.
письма – ответы на запрашиваемую информацию (характеристики, успеваемость…).
письма – запросы в детские дома по различным вопросам (медицина, разрешение детям на снятие денежных средств,..)письма – запросы о возможности принять детей на выходные и праздничные дни, на каникулы. Данные письма направляются в каждый детский дом. Бывают случаи, что приходится направлять повторно. письма – запросы об оказании содействия в устройстве обучающихся на производственную практику.
Заключены договоры по взаимодействию техникума с учреждениями государственного воспитания, где каждый берет на себя определенные обязательства.
Все вопросы, касающиеся детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласуются совместно с органами отделов опеки и попечительства Управлений социальной политики тех территорий, откуда прибыли обучающиеся из числа детей – сирот. Руководители и специалисты данных организаций активно взаимодействуют с работниками техникума: оказывают помощь в различных вопросах, касающихся детей – сирот: дальнейшее жизнеустройство выпускников техникума, обеспечение жильём и т.д.
Директор А.И. Возненко