Статья Организация системы работы по развитию семейных форм устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБОУ РМЭ «Октябрьская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


Организация системы работы по развитию семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБОУ РМЭ «Октябрьская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Законодательство Российской Федерации провозглашает важность соблюдения главного права ребенка - права жить и воспитываться в семье, поэтому приоритетным направлением в работе педагогического коллектива школы-интерната является устройство детей на семейные формы воспитания, создание условий максимально приближенных к семейным.
В работе по организации устройства детей на воспитание в замещающие семьи наше учреждение опирается как на федеральное, так и республиканское законодательство:
Семейный кодекс РФ,
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
С 2014 года в школе-интернате ведется последовательная и поэтапная работа по реализации Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» и реализации «Республиканского плана мероприятий по реструктуризации и реформированию образовательных учреждений»
Сокращается количество несовершеннолетних воспитанников находящихся на полном государственном обеспечении, и значительно увеличилось число воспитанников, переданных под опеку и попечительство.
( в последующих слайдах это вы увидите).
С сентября 2015 года на базе школы-интерната создана Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната
Цель Службы:
содействие семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Задачи:
организация системы работы с замещающими семьями;
разработка и внедрение в практику новых технологий работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
построение системы психолого- медико-педагогического, социально-юридического сопровождения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органом опеки и попечительства муниципальных образований. Заключены договора о взаимодействии с МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» и отделом образования МО «Звениговский муниципальный район». Основными направлениями деятельности службы являются-
2 слайд - Направления работы по содействию семейному устройству:
Подготовка ребенка к передаче в семью
Проведение информационно-рекламной компании направленной на развитие семейных форм устройства воспитанников
Осуществление социально- психолого -педагогического сопровождения семьи
Мониторинг состояния и развития ребенка в семье, а также оценка его благополучия
3 слайд -Информационно-просветительская компания
Формы работы:
Статьи в газетах
Рекламно- информационные буклет
Сайт школы-интерната
Обмен мнениями в интернете
Пресс-релиз
На сегодняшний день, как в районных, так и в республиканских газетах и журналах вышло более 15 статей и заметок о гостевой форме устройства наших обучающихся; разработано и расклеено в населенных пунктах района около 10 информационных листовок, объявлений, социальных плакатов.
Вся информация о работе Службы сопровождения размещена на сайте школы.
4 слайд - Привлечение населения к проблеме семейного устройства детей-сирот
Задачи:
информировать граждан о формах и условиях устройства детей на воспитание в семью;
формировать общественное мнение о ценности семьи, приоритете семейного воспитания, необходимости помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
поиск и привлечение кандидатов в будущие родители;
организовать информационные встречи с общественностью, благотворителями, а также с гражданами, желающими получить более полную информацию об условиях приема ребенка на воспитание в семью.
5 слайд -
Гостевая семья как форма содействия семейному устройству и подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот с ОВЗ
Гостевая семья - одна из форм временной замещающей семьи, при которой граждане добровольно участвуют в общественном воспитании детей-сирот в каникулярное время, праздничные и выходные дни. Такую форму устройства воспитанников в семьи в нашем образовательном учреждении мы практикуем с 2005 года. На сегодняшний день это единственное детское государственное учреждение в России, где 100% детей устраивают в семьи на время каникул.
Нужно заметить, на сегодняшний день много детей, которые первоначально выявляются и приобретают статус сироты или оставшегося без попечения родителей, старше 10 лет, кроме того, у многих имеются особенности психофизического развития, к такой категории относятся и дети, обучающиеся в коррекционной школе, имеющие психические заболевания, вредные привычки, относящиеся к «группе риска» далеко не всегда являются привлекательными для желающих принять ребенка в семью.
Такие дети, как показывает практика, не имеют шанса быть усыновленными или взятыми под опеку. Они обречены до совершеннолетия оставаться в гос.учреждении со всеми вытекающими отсюда последствиями. Известно, что даже самое лучшее учреждение не может обеспечить ребенку-сироте полноценное психическое развитие, успешную социализацию при переходе в самостоятельную жизнь. Известно также, что выпускники сиротских учреждений сталкиваются с серьезными проблемами при создании собственной семьи, их дети зачастую тоже становятся сиротами.Избежать этих проблем человек сможет, если он получит опыт жизни и воспитания в семье.
Проживание в семье даже в течение короткого промежутка времени может дать для развития ребенка гораздо больше, чем годы, прожитые в казенном учреждении.
У ребенка появляется возможность увидеть и почувствовать на себе положительный опыт семейных взаимоотношений, что впоследствии позволит ему легче принять новую семью усыновителя, опекуна, приёмного родителя, или поможет в налаживании новой жизни с кровными родителями.
6 слайд - Устройство детей в «гостевые» семьи
Постановление Правительства РФ № 432 от 19 мая 2009 года «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ»;
Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ в редакции Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 № 474, от 14.02.2013 № 118, от 02.07.2013 № 558
2014-2015 уч.год2015-2016
уч.год2016-2017
уч.годКоличество восп-ов121 101 73
Зимние каникулы 100% 100% 100%
Летние каникулы 100% 100% 100%
8 слайд - Работа с кровной семьей ребенка
Задачи:
установить контакт ребенка с семьей;
определить в ближайшем окружении ребенка взрослых, способных взять на себя заботу о его воспитании;
определить комплексную социально-психологическую оценку семьи ребенка для выявления ресурсов, определения перспектив и возможности восстановления ее социальных функций;
оказать квалифицированную помощь биологической семье ребенка
К сожалению, не дает результатов работа по восстановлению кровных связей детей с родной семьей. Большинство родителей, лишенные родительских прав, не изъявляют желания восстановиться в родительских правах, не исполняют свои алиментные обязательства.
Многие продолжают злоупотреблять спиртными напитками и вести антиобщественный образ жизни. Последнее восстановление в родительских правах было в 2012 году, тогда мы направили в кровную семью 2 детей.
В настоящий период ведётся работа по восстановлению в родительских правах с мамами ещё 2 воспитанников. Но время покажет, что у нас получится.
9 слайд - Подготовка воспитанника к проживанию в замещающей семье
Задачи:
защищать права и интересы ребенка – сироты;
провести комплексную диагностику психического и физического состояния ребенка;
формировать позитивный образ будущей семьи и семейных отношений;
обеспечить психологическую готовность ребенка к помещению в замещающую семью;
подобрать конкретную семью для ребенка
С 2016 учебного года на каждого воспитанника нашего учреждения была разработана индивидуальная программа жизнеустройства в семью, которая утверждении актом органа опеки и попечительства отдела образования Моркинского муниципального района.Согласно которого ведётся психолого-педагогическая подготовка ребёнка к проживанию в семье

10 слайд - Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
На слайдах вы видите формы реализации психолого-педагогического сопровождения. Но в настоящее время мы работаем по запросам граждан – приёмных родителей, опекунов, педагогов общеобразовательных школ.
К сожалению, таких обращений не слишком много. Приёмные родители привыкли решать свои проблемы собственными силами, не афишируя, мягко сказать, свои «проблемы».
Зачастую инициаторами являемся мы, педагоги Октябрьской школы-интерната.
В основном к нам за юридической, консультативной помощью обращаются приёмные родители, взявшие детей именно из нашего учреждения( помощь по составлению заявлений на постановку на очередь на получение жилья, запросов по взысканию алиментов, в оформлении паспортов, и т.д.)
Кроме того, мы готовы оказывать методическую помощь педагогам муниципальных школ в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ:
18 февраля 2016 года выступление заместителя директора по УВР Шабалиной Т.И., социального педагога Григорьевой З.И. на районном семинаре для заместителей директоров по УВР муниципальных ОУ Моркинского района «Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ в условиях сельской школы» в Нужключинскую среднюю школу;
22 сентября 2016 года выступление специалистов Службы на обучающем семинаре в МУ «Керебелякская основная общеобразовательная школа» по теме «Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы»;
В ноябре 2016 году на базе школы-интерната был проведен республиканский обучающий семинар для педагогов муниципальных образовательных учреждений по теме: «Организация коррекционной работы в учебно-воспитательном процессе, с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС»;
В декабре 2016 года специалисты выезжали в приёмные семьи граждан Моркинского и Звениговского районов с целью оказания консультативной помощи и поздравления с наступающим Новым годом;

11 слайд - Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

14 слайд - Устройство воспитанников в замещающие семьи
Год Кол-во воспитанников Передано в замещающие семьи
2014-2015 уч.год121 19
2015-2016 уч.год101 10
2016-2017 уч.год73 10
Итог 39
Эта работа – сопровождение приёмных семей – ещё новая, поэтому специалисты службы сопровождения постоянно повышают свою квалификацию на различных курсах. В феврале месяце нами был посещён 3-дневный семинар-тренинг Московского психолога Петрановской Людмилы Владимировны (в дальнейшем – два 3- дневных семинара Московских специалистов)