Методический семинар на конкурс Учитель года 2017


2439200-151130
Школа - это мастерская, где формируется
мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее. Анри Барбюс
Школа – это клад знаний. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий: телевидение, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие информации. Однако все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. В обществе, в прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации? Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Как развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
Под интерактивными методами обучения мы будем понимать систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. 
Интерактивные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала и применяются в различных технологиях «Обучение в сотрудничестве», «Критического мышления», ИКТ технологии и т.д.
Широкое использование анимации, биологического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств и процессов, происходящих в живых организмах.
Формы использования ИКТ:
1.Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. На сегодняшний день мною разработаны презентации по различным темам для уроков биологии.
3. Использование ресурсов сети интернет. Сеть интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
4. Использование интерактивной доски IQboardсоздает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска помогает детям преодолеть страх и стеснение, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Используя интерактивную доску, я вместе с учениками не только могу показать и прокомментировать живопись и графику, но и создавать свой рисунок.
Использование интерактивной доски меняет подход к учению, создает новые возможности и для учителя и для ученика: это развитие воображения, творческих способностей ребенка. Это возможность организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения; это возможность работать эстетично и интересно, почти играя, изучать такой сложный предмет как химия.
Несомненно, что информационно-коммуникационные технологии относятся к инновационным технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Как сказал великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению — это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.
Цель технологии «Развитие критического мышления» – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Особенностями этой технологии являются:
- учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
- на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
-стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.
Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
В своей работе я остановилась на мало используемом приеме педагогической технике “составлении синквейна”. Этот прием при всей своей простоте построения имеет много преимуществ:
является одним из эффективных методов развития школьников;
расширяет словарный запас учащихся.
является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы;
позволяет за короткий промежуток времени быстро получить результат;
работает в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.
В старших классах ребята самостоятельно и с интересом составляют и используют при обобщении материала данный прием. При изучении темы «Железы», ученики составляют следующие синквейны, например:
1. Железы.
2. Важные, регулирующие.
3. Секретируют, управляют, обеспечивают.
4. Железы внутренней секреции – выделяют биологически активные вещества – гормоны.
5. Органы.
Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов". Этот прием разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
Идея кроссенса, как все простое, гениальна, и как все гениальное, очень проста. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу соседних пар – двенадцать). Читать кроссенс можно одним из следующих способов:

Появление нового интерактивного оборудования позволяет по-новому взглянуть на живые объекты, которые изучает биология. Используя информационные технологии, уроки биологии и внеурочная деятельность становится более насыщенными и увлекательными для моих учеников. Кроме того, визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде творческих проектов.
 Однако, отмечая все положительные стороны использования компьютеров, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребёнка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Поэтому, главной и ведущей фигурой на уроке остаётся учитель, и применение компьютерных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса.
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами на методических объединениях, семинарах и конференциях.
Опыт моей работы представлен на личном сайте :http://infourourok.ru/user/ nuzhina-oksana-petrovna1
Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Чтобы воспитать личность,
надо самому быть личностью,
чтобы зажечь другого,надо самому гореть. Ж. Сименон