Использование игровых технологий на уроках в начальных классах


ГУ «Алешинская основная школа отдела образования акимата Мендыкаринского района»
Доклад на заседании районного МО учителей начальных классов
Тема: «Использование игровых технологий на уроках в начальных классах»
Подготовила:Кенжетаева Ш.С.
2015-2016 уч.год
ГУ «Алешинская основная школа отдела образования акимата Мендыкаринского раойна»
Доклад на заседании районного МО учителей начальных классов.
Тема: «Использование игровых технологий на уроках в начальных классах»
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)
С приходом ребенка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становиться учение. Именно игра призвана помочь ребенку пережить период адаптации. Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, развивает речь в общении с другими. Поэтому в начальной школе, и особенно в 1 классе, я считаю наиболее приемлемым использование именно игровых технологий.
Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.
Игровые технологии используемые на уроках отличаются от простой игры тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровых технологий очень много, но при подготовке к уроку необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. Мы готовим ребенка к жизни. А в жизни не все обязанности занимательны. Если забывать об этом, то занимательность часто превращается в развлекательность. Необходимо помнить об этом включая игровые технологии в урок. Все игровые технологии должны быть связаны с темой урока и направлены на достижение определенных целей и задач. Следует помнить, что учитель всегда должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Иначе поставленные задачи достигнуты не будут. Эффективность игры зависит в первую очередь от эмоционального отношения к ней самого учителя, его заинтересованности в результатах.
В игре необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя. Но следует помнить что не все учащиеся быстро усваивают материал, для слабоуспевающих учеников можно упростить задания, помогать им в процессе игры, но эта помощь по возможности должна быть скрытой, что бы у всех создавалось впечатление равноценного участия. Это помогает слабоуспевающим учащимся не чувствовать себя ущемленными в игре, играть наравне с другими и даже побеждать.
Дети младшего школьного возраста всегда любят сказки, поэтому часто на своих уроках я использую сказочных персонажей, которым нужно помочь в выполнении каких либо задач и упражнений. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала
На своих уроках я часто использую следующие игры:
« Веселый счет»
Цель: закрепление счета от 1 до 10 и от 10 до 1.
Карточки с цифрами от 1 до 10 перемешаны и разложены на столах учащихся.
Дети одновременно подбирают по порядку карточки с цифрами и показывают учителю.
Аналогично можно провести счет от 10 до 1.
«Числа заблудились»
Цель: закрепление представления о порядковом значении числа.
Учитель на магнитную доску прикрепляет цифры, обозначающие числа от 0 до 9, в беспорядке и обращается к детям: «Числа заблудились, помогите им занять свои места. Дети расставляют числа первого десятка по порядку.
« Угадай-ка!»
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.
Учитель предлагает детям отгадать число если оно:
— находится между числами 6 и 8. Какое место оно занимает? (седьмое);
— на 1 больше 5 и на 1 меньше 7.Какое место в ряду оно занимает? (шестое)и т .д.
“Назови соседей числа”
Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч. Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
« Какой ряд быстрее?»
Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Учитель делит класс на 3 команды( или 1-й ряд, 2-й ряд, 3-й ряд). Каждый ряд получает листок с примерами. Каждый ученик решает по одному примеру и передает дальше. Какой ряд быстрее решит примеры, тот и выигрывает.
« Помоги Аленушке спасти братца Иванушку»
Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
На доске с помощью магнитов прикреплены в правом верхнем углу Гуси –лебеди с Иванушкой , а в левом нижнем углу Аленушка. Между ними густой лес ( елочки с примерами на сложение и вычитание). Чтобы спасти Иванушку надо решить примеры и тогда лес пропустит ее к братцу.Дети поочереди выходять к доске , решают пример и садятся на место.
Задачи-загадки:
Одна нога и шапка, а головы нет. Что это? (Гриб.)
У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба.)
Кто становится выше, когда садится? (Собака.)
Сколько ног у жука? (6)
Сколько ног у паука? (8)
Сколько ушей у трёх мышей? (6)
Сколько лап у двух медвежат? (8)
Игра «Весёлый бой».
Перед вами на доске таблица с цифрами. Ваша задача зачеркнуть по порядку цифры. Итак, кто быстрее и правильнее.
10 15 3
14 1 11
2 6 13
5 7 2
8 4 9 9 2 13
4 12 5
14 3 8
7 11 1
10 6 15
Задача-шутка.
На узенькой дорожке плясали осьминожки.10 дочек – осьминожек и сыночков 10 тоже. Пришёл папа – осьминог,5 детишек уволок. Сколько деток – осьминожек плясать остались на дорожке. (15)
Кто работал с первоклассниками знает, как нелегко приходится учителю в первые месяцы обучения детей чтению, при помощи игровых технологий можно сделать обучение более увлекательным. на своих уроках я использую картинки с помощью которых дети должны составлять слова
Р Б К Ы А
Л Г Ш К А Я У
Кроме того использую следующие технологии.
Игра «Любопытный».
В ходе этой игры учащиеся должна отвечать на вопросы придумывая слова которые начинаются с изучаемой буквы.
Как тебя зовут? Аня
Как твоя фамилия? Андреева
Где ты живешь? В АлешинкеКакой твой любимы фрукт? Апельсин.
И т.д.
«Перевернутые слова»
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
Пример: МАИЗ - ЗИМА.
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.
Пример:  НЯНААВ — ВАННАЯ.
«Из слогов — слова»
Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.
Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).
Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.
Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.
«Соединить половинки слов»
Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые — в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.
«Дополни слово»
Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).
Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игры способствуют преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся.
В дальнейшем я планирую более глубоко работать над этой темой и использовать игровые технологии в своей деятельности.