Использование игровых технологий на уроках в начальных классах

Выступление на областном семинаре учителей начальных классов

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе
(Слайд 1)


Иногда успеха добиваются те, кто этого хочет.
Чаще те, кто хочет и талантлив. А всегда – те, кто не может жить без работы, в которой пытается добиться успеха. (Слайд 2)

Психологи утверждают, что если, человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к 10 годам от его уверенности в себе не остается и следа, мотивация пропадет, человек смириться с неудачами. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни.

Для младшего школьного возраста учение - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский). (Слайд 3)

Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т. к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.

Давайте рассмотрим дидактическую игру через призму универсальных учебных действий.
Тема: «Письменная нумерация чисел в пределах 20». На этом этапе можно предложить игру “Математическая эстафета”
Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.
Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников, числа на карточках.
Содержание игры: учитель делит класс на группы по 4 человека и проводит игру-соревнование. Дети распределяют между собой роли (после объяснения учителем правил игры). Первый ученик из первой группы иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же группы называет цифрой обозначенное число, третий - его состав, четвёртый показывает число на карточках.
Аналогичные упражнения выполняют учащиеся из других групп. Победит та группа, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
Какие же УУД формируются в данной конкретной игре:
– работа в группе - коммуникативное действие
- распределение ролей и планирование своих действий - регулятивные действия
- решение проблемы – познавательные
- связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется - личностные

Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.
Все дидактические игры можно классифицировать по уровню деятельности учащихся.
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной. (Слайд 4, 5)
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля». (Слайд 6, 7, 8)

· Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок»
(Слайд 9)
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.
В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры» , «Математическая гусеница» (Слайд 10)
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь». (Слайд 11, 12)

Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития.

Использование дидактических игр на уроках различных типов. (Слайд 13)
Тип урока.
Дидактические игры.
Назначение игры.
Реализация диф. подхода

Изучение нового материала
Игры, связанные с исполнительской деятельностью детей
Усвоение новых понятий и способов действий
Распределение ролей

Закрепление ЗУН
Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование
Выработка умений и навыков, применение их на практике
Содержание заданий

Обобщение и систематизация ЗУН
Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности
Установление уровня овладения теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности
Распределение ролей и содержание заданий



Характер деятельности учащихся зависит от места игры на уроке, в системе уроков. Если игра используется при объяснении нового материала, то в ней должна быть продумана практическая деятельность детей с группами предметов или рисунков. При закреплении материала нужно использовать игры, где применяются правила, алгоритмы. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Ведь игровая деятельность будет способствовать активной работе каждого ученика, дети будут стремиться к победе изо всех сил.
Широко используя в своей педагогической деятельности игровые технологии, я пришла к выводу, что игра мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала и, соответственно, качества образования.
О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования, которые отмечают, эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в три раза.
Игровые технологии помогут учителю научить ребенка учиться и полюбить этот труд.

В заключении я хотела вспомнить слова Д.С.Лихачева, в своих «Письмах
о добром и прекрасном» он писал. (Слайд 14)
«Учение тяжело, когда мы не умели найти в нём радость.
Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные,
способные чему-то научить, развивать в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни».

Хочется пожелать всем нам находить радость в своем труде, а, значит, наши ученики станут настоящими школьниками, пытливыми, стремящимися к знаниям, успешными.
Удачи вам и радости творчества! (Слайд 15)