Методическая разработка на тему «Реализация проекта «ЛЕГО конструирование в детском саду»


«Реализация проекта «ЛЕГО конструирование в детском саду»
Наше структурное подразделение участвует в реализации проекта по теме «Управление качеством занятий в образовательной организации через формирование динамичной обучающей среды».
Целью реализации данного проекта является интеллектуальное развитие детей, развитие их умственных и творческих способностей в проектной деятельности и на тематических занятиях по Лего – конструированию, когда ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Задачи проекта:
- применение новых технологий в создании эффективно действующей обучающей среды;
- внедрение новых форм работы с детьми в соответствии с ФГОС дошкольного учреждения.
В связи с невозможностью создания ЛЕГО группы, в нашем детском саду создана экспериментальная площадка по внедрению данного проекта в средней группе, остальные группы имеют возможность использовать ЛЕГО материал на своих групповых, подгрупповых, индивидуальных занятиях и в свободной деятельности детей.
В своей практике наши педагоги используют разнообразные виды конструирования - конструирование из бумаги, природных и бросовых материалов. Использование ЛЕГО– конструктора для воспитателей нашего детского сада является великолепным средством для познавательного развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
С помощью различных видов конструктора дети развивают:
Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать
Концентрацию внимания
Мелкую моторику рук
Умение следовать образцу
Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек
Целенаправленность собственных действий
Умение правильно и быстро ориентироваться в пространстве
Математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.
ЛЕГО – конструктор широко используется на занятиях по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Достаточно эффективным средством активизации мышления служит конструирование по схемам, образцу, по памяти.
И в своей группе Лего, использую практически на всех занятиях.
На занятиях по развитию речи конструктор даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы.  Лучше всего у детей с ОНР накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Например, при конструировании фигур животных, дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (Котёнок без чего?- Без хвоста.)При работе над составлением описательного рассказа детализация построения помогает полному формированию образа.
С использованием «ЛЕГО» работа над пересказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает рассказ более развёрнутым и логичным. 
Например, во время игры на тему «Наш город» дети не только выстраивают сам город и положение предметов в этом городе, но и закрепляют знания правил дорожного движения.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром развитию воображения способствует конструирование по замыслу, по определённой теме.
С помощью ЛЕГО во время занятий и в свободное от занятий время, ребёнок создаёт новые образы, опираясь на имеющиеся представления об объекте, а по ходу замысла уточняет и совершенствует конструкцию, тем самым проявляет творчество, передаёт в постройках полученные знания и впечатления от занятий, наблюдений. Данные конструкции объединяет в тематические постройки « Мой город», « Моя улица», «Животные Африки» и т.д.
ЛЕГО используется в поисковой деятельности как материал, из которого сделан конструктор . В таких игровых упражнениях как «Из чего сделано?», «Найди такой же», « Чем похожи и чем отличаются?», « Расскажи о свойствах предмета» и т.д.
ЛЕГО - конструктор мной используется и на занятиях по формированию элементарных математических представлений с целью закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам. Так же я использую как условную мерку при сравнении предметов по длине, шире.
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между» т.д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами. На таких занятиях помогает конструктор в играх «Найди недостающую фигуру», «Разноцветные дорожки», «Продолжи ряд», «Где больше?» и т.д.С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться.
Помимо занятий ЛЕГО – конструктор мы включаем в широкий спектр жизненных событий детского сада: при организации театрализованной деятельности, оформлении групп к праздникам, что является мощным источником формирования у детей интереса к конструированию.
Все тематические занятия по Лего – конструированию детям идут на пользу, они с большим интересом создают постройки на любую тему.
Увеличилось количество детей у которых:
расширились представления об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, мебели;
повысилась способность сосредоточиться;
сформировалось умение мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
сформировались коммуникативные навыки.