Статья на тему Преемственность в работе учителя начальных классов и учителей трудового обучения среднего звена школы, реализующей АООП

Преемственность в работе учителя начальных классов и
учителей трудового обучения среднего звена школы, реализующей АООП
"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком"
Л. С. Выготский
Преемственность (от "перенимать, передавать") – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
Система учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе направлена на решение важнейшей задачи - социализацию детей с нарушением интеллекта. Профориентационная работа занимает в ней одно из центральных мест. Но существующие проблемы преемственности между начальным и средним звеном снижают результативность работы школы в данном направлении.
Узко понимаемая преемственность между начальной и основной школой. Принято считать, что преемственность касается только содержания обучения. На самом деле, переход в пятый класс школьникам дается тяжело не столько на уровне содержания, сколько на психологическом и методическом уровнях.
Отсутствие специально оборудованного кабинета для проведения уроков трудового обучения в начальной школе с набором необходимых материалов, инструментов и оборудования.
Недостаточно свободное владение учителем начальных классов специальными профессиональными понятиями и приемами работы во всех трудовых профилях, реализуемых в школе.
Решение данных проблем позволит ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям, оптимизировать процесс трудового обучения, поможет сделать школьнику правильный выбор трудового профиля и в дальнейшем продолжить обучение в учреждениях СПО, найти свое место в жизни.
Переход ребенка из начальной школы в среднюю для всех детей, родителей и учителей является не только радостным, волнующим событием, но и очень проблемным.
1. Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом "переходного" возраста у детей. Дети становятся младшими подростками. У них происходит физиологическое созревание, переоценка моральных ценностей, смена ведущей деятельности. На этом фоне повышается тревожность. А отсюда возникают неадекватные реакции на замечания, вызывающее поведение, раздражительность. Неправильная реакция педагога может послужить причиной возникновения конфликтов между ним и учениками.
2. Дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности, которую можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Кроме новизны ситуации обучения добавляется отсутствие единых требований по многим вопросам деятельности между начальной и средней школой. Немалую роль в возникновении дезадаптации у детей играет смена педагогов, что ведет за собой изменение форм и методов обучения (темпа, объема и уровня изложения материала), ведь каждый учитель имеет свой индивидуальный стиль преподавания.
3. Отсутствие возможности у учителя трудового обучения среднего звена учитывать индивидуальные особенности обучающихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т.д.) в начале обучения. Учителя начальных классов имеют такую возможность в силу своей многопрофильности и постоянного контакта с детьми. Учитель трудового обучения ориентирован на результат деятельности обучающегося; индивидуальные особенности детей учитываются в меньшей степени.
4. Учитель начальной школы, выпустив своих детей, ясно видит, как вырос каждый ребенок, какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистически. Принимая новых детей после 9 класса, учитель трудового обучения видит своих новых учеников несмышлеными, несамостоятельными малышами, которые мало что умеют и знают. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия с выпускниками на пятиклассников (иногда это бывает из-за неопытности учителя), то они не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.
В нашем образовательном учреждении создана Программа преемственности в работе начального и среднего звена. Преемственность в работе учителя начальных классов и учителей трудового обучения осуществляется в ходе нашего постоянного тесного сотрудничества. Такое взаимодействие помогает создать условия для формирования у обучающихся начальных профессиональных умений и навыков, становления профессионального сознания, положительного отношения к содержанию трудового обучения в школе.
За годы своей работы и взаимодействия с учителями трудового обучения разных профилей у нас выработались постоянные формы сотрудничества:
ознакомительные экскурсии;
практические экскурсии;
мастер-классы;
серии совместных уроков.
Ознакомительные экскурсии мною проводятся в 1 классе. Цель: знакомство детей с пространством школы (где находится медицинский кабинет, библиотека, трудовые мастерские и т.д.) во время пропедевтического периода. Сюда же я отношу посещение школьных выставок поделок и изделий, выполненных обучающимися старших классов, которые обычно организуются к неделе трудового обучения, ко дню открытых дверей, к родительскому собранию.
Практические экскурсии проводятся во втором классе. Цель: знакомство с конкретной трудовой мастерской (кто в ней обучается, каким оборудованием пользуются школьники, какие изделия они могут выполнять и т.д.). Конечно, в ходе экскурсии дети не запомнят название и назначение всего увиденного оснащения мастерской, но начинают понимать серьезность подготовки к работе на данном оборудовании. А также долю ответственности при выполнении тех или иных трудовых действий (точность разметки, соблюдение правил техники безопасности, аккуратность в работе и др.).
Назначение станков и машин показывают старшие ребята под комментарии учителя трудового обучения. Для старшеклассников это и серьезное испытание (надо правильно выполнить операцию на данном оборудовании), и почетное право (младшие ребята с уважением смотрят на такого "мастера"). В ходе практической экскурсии второклассникам разрешается потрогать некоторые инструменты, готовые изделия и работы обучающихся старших классов.
Мастер-классы мы организуем во 2-3 классах и проводим совместно с учителем трудового обучения. Цель для учителя начальных классов: адаптация детей к пространству трудовой мастерской, создание ситуации свободного общения со старшими ребятами и с учителем трудового обучения. Цель для учителя трудового обучения: наблюдение за формированием и развитием начальных трудовых навыков младших школьников. Подготовительная работа для учителя начальных классов: проведение уроков трудового обучения, на которых у детей формируются первичные трудовые навыки при работе с данными материалами и инструментами.
Подготовительная работа для учителя трудового обучения: выяснение умений и навыков обучающихся при выполнении данного вида работ. Совместная подготовительная работа: идея мастер-класса, подбор материалов. Содержание мастер-класса всегда соотносится с тем, с каким материалом мы работаем, и какой навык начинаем формировать на уроках трудового обучения в данный период. В ходе занятия учитель трудового обучения видит младших школьников непосредственно при выполнении конкретных трудовых операций, наблюдает динамику развития их трудовых навыков.
Серии совместных уроков проводятся в 4 классе. Цель: формирование психологического комфорта общения школьников и учителя трудового обучения.
1 урок: учитель начальных классов более подробно знакомит ребят с историей появления профессии, инструментами и особенностями работы человека данной специальности.
2 урок: дети выбирают картинки с инструментами, которые, по их мнению, необходимы для работы человека данной профессии и приходят в мастерскую. Здесь учитель трудового обучения комментирует правильность выбора картинок, показывает соответствующие натуральные инструменты, дает возможность выполнить ими посильные для четвероклассников трудовые действия
3-4 урок: учитель трудового обучения объясняет младшим школьникам посильное для них задание. Старшие ребята показывают, как его нужно выполнять, а затем помогают младшим точно и правильно выполнить все трудовые действия. При этом учитель трудового обучения рассказывает и показывает некоторые тонкости своего трудового профиля, а учитель начальных классов "переводит" профессиональные понятия на доступный для четвероклассников язык. С этих уроков ребята обычно уходят с каким-нибудь изделием, сделанным своими руками.
5 урок: выпуск стенгазеты о работе в данной учебной мастерской.
Такие активные практические формы сотрудничества учителя начальных классов и учителей трудового обучения помогают решить некоторые проблемы преемственности, позволяют предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, помогают адаптации детей в среднем звене.










15