Доклад к пед.совету на тему Пути повышения профессиональной компетентности учителя


ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В 2003 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела международное исследование среди 40 стран – участниц по уровню знаний школьников в естественных науках и по технике чтения.
В тестировании приняли участие более четверти миллиона учащихся по всему миру.
Результаты тестирования:
Чтение науки
1. Финляндия 1. Финляндия
2. Корея 2. Япония
3. Канада 3. Гонконг
4. Австралия 4. Корея
5. Новая Зеландия 5. Австралия
6. Ирландия 6. Нидерланды
7. Швеция 7. Чехия
8. Нидерланды 8. Новая Зеландия
9. Гонконг 9. Канада
10. Бельгия 10. Швейцария
32. Россия 24. Россия
Финские дети превзошли всех остальных и в математике. Финские школы лидируют среди стран ОЭСР не только по успеваемости. Они отличились в обучении менее одаренных детей и смогли значительно сократить разрыв в успеваемости между мальчиками и девочками. Исследования показали, что вполне реально добиться того, чтобы большинство школьников демонстрировало высокие результаты.
В чем же секрет успеха финнов?
В отличие от других стран в Финляндии не делают ставку на частые
контрольные работы, большие нагрузки и жесткую дисциплину. Финские дети начинают учиться в 7 лет и проводят в школе в среднем 30 часов в неделю, причем за это время они еще успевают делать домашнее задание.
Для сравнения, корейские школьники проводят в школе 50 часов в неделю.
Финны объясняют свой успех несколькими факторами:
1. У финских учителей едва ли не самая лучшая подготовка в мире.
Несмотря на то, что зарплата учителя не велика, профессия учителя считается очень престижной. Конкурс при поступлении в Вуз на педа-
гогическое отделение – 7 человек на место. Отбор здесь даже более
жесткий, чем при поступлении на юридическое или медицинское
отделения. В университете к будущему учителю предъявляют такиетребования, что тот, кто успешно прошел подготовку, просто не может быть некомпетентным.
2. Финские учителя пользуются большой свободой.
Они по своему усмотрению применяют те или иные методы обучения, сами составляют учебные планы и решают, какими учебниками им пользоваться или не пользоваться вообще. После приема на работу учителя не подвергают регулярным проверкам. Им просто доверяют.
3. В Финляндии отказались от стандартной системы экзаменов.
Финны считают, что экзамены создают ненужный стресс. Во многих
странах полагают, что регулярные экзамены повышают качество образования, а финны считают как раз наоборот. Получается, что все силы уходят на подготовку к экзаменам. Но таким способом далеко не всегда можно оценить уровень знаний. В 18 лет школьники все же сдают экзамены.
Две трети выпускников школ поступают в университет – это высокий
показатель по международным стандартам.
4. Детей учат оценивать себя уже в подготовительном классе.
Это помогает ребятам научиться отвечать за свою работу. Тогда они смогут заниматься более самостоятельно. Во многих школах учащимся выдаются еженедельно карточки для оценки. Там может быть написано: «Я выполнил задание до конца», «Я помнил о том, что, прежде чем говорить, надо спросить разрешение» и т.д. Напротив каждого утверждения – горизонтальная линия со счастливой рожицей на одном конце и грустной – на другом. Ученик оценивает себя и ставит пометку на полосе, а учитель потом говорит, совпадает ли его мнение с оценкой ученика. Это заставляет задуматься о том,
что ученику удалось сделать в этом году и чего он должен достичь в будущем. Он понимает, на что способен. Обманывать себя бесполезно.
5. Учеников приучают работать самостоятельно
Учителя стремятся к тому, чтобы ребята сами искали информацию,
а не учились только по учебникам. Они учатся в процессе поиска
информации.
6. Школа отличается демократичностью.
От учеников не требуют, чтобы они приходили в школу заранее до начала уроков, и покинуть школу они могут сразу после окончания занятий. В школе нет звонка…«Чрезмерная авторитарность вызывает у детей негативную реакцию», считают финские учителя.
«Мы даем им свободу, и они чувствуют свою ответственность. Они
приходят сюда не потому, что их кто-то заставляет.
7. Ученики, которые не могут быстро усваивать материал, получают
всяческую поддержку.
Это самое большое достижение финнов. В финских школах наблюдается минимальный разрыв между самыми высокими и самыми низкими показателями успеваемости.
Коррекционную помощь финны воспринимают не как свидетельство поражения, а скорее как возможность что-то улучшить в себе.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, в которой делается акцент на достижение цели: сначала просто приходить на урок, потом приходить вовремя, потом приносить учебники с собой и т.д.
Когда таким учащимся, которые не могут быстро усваивать материал, задается домашнее задание, от них не ждут правильных ответов, для учителей важно, чтобы ребята попробовали его выполнить. На стенах в классах можно увидеть листы с диаграммами в виде ломанных линий. Когда ученик справляется с очередным заданием, учитель ставит точку на графике и соединяет ее с предыдущей. За редким исключением, линии на графиках
неизменно идут вверх.
Финны считают, что от совместного обучения детей с разными способностями выигрывают все.
Суть финской системы образования, в основе которой лежит терпение и стремление к совершенству, не лишенное изрядной доли самокритики, определяет фраза, которой руководствуется каждый учитель: «Если мне не удалось чему-то научить ребенка, я стараюсь понять, что я сделал (а) не так».
Согласно исследованиям, проведенным в странах ОЭСР, на качество образования не влияют:
- количество учащихся в классе;
- техническая оснащенность, в т.ч. компьютеризация;
- проведение олимпиад (предметных) всех уровней и конкурсов
(работа эта проводится вхолостую и рассчитана она на 1% сильных учащихся).
На качество образования влияет:
- самостоятельность школы в составлении Учебного плана;
- профессиональная компетентность педагогического состава школы;
- дисциплина учащихся на уроках;
- трудовая дисциплина учителей;
- школьный микроклимат.
Каковы же пути повышения профессиональной компетентности учителя?
1) Самообразование.
2) Прохождение курсовой подготовки.
3) Обмен опытом в рамках работы школьных и районных методических объединений.
4) Аттестация педагогических кадров.
5) Владение компьютерной техникой ( т.е. компьютерная грамотность
на качество образования не влияет, а на компетентность учителя влияет).
6) Активное участие в работе производственной учебы.
7) Владение вопросами педагогики и методики развития школы насовременном этапе.
8) Участие в профессиональных конкурсах.
9) Самоанализ.
Кучиева Л.Д. (доклад к педсовету – 2011г.)