Статья Коррекция познавательных процессов в работе с учащимися младшего школьного возраста, имеющими когнитивные нарушения


Выступление
Педагога-психолога
МБОУ СОШ № 28
Ильиной Н.С.
на тему:
«Коррекция познавательных процессов в работе с учащимися младшего школьного возраста, имеющими когнитивные нарушения»
Одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенным Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, и, в особенности тех, кто испытывает трудности в освоении учебной программы.
Одной из частых причин отставания ученика в школе является не сформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов, когнитивные нарушения. Стоит помнить, что когнитивные функции - это наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира. К таким функциям относятся память, внимание, психомоторная координация, речь, гнозис, праксис, счет, мышление, ориентация, планирование и контроль высшей психической деятельности.
Как показывает практика у детей младшего школьного возраста встречаются такие проблемы как недостаточно развитое словесно - логическое мышление, низкая концентрация внимания, слабое восприятие и память. Все это отражается отставанием в обучении, а именно это неспособность правильно построить предложение, неспособность сформулировать вопрос, построить развернутый ответ, неспособность пересказать текст, составить сюжетный рассказ, выделять существенный признак предмета, обобщать, анализировать, также неспособность концентрировать внимание, удерживать его. Система коррекционных воздействий должна быть направлена в первую очередь на устранение выявленных недостатков, при этом опираться следует на те стороны познавательной деятельности, которые у данного учащегося развиты лучше.
Основными принципами психокоррекционной помощи можно выделить:
1. Принцип единства диагностики и коррекции — определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
3. Принцип компенсации — опора на сохранные, более развитые психические процессы.
4. Принцип системности и последовательности в подаче материала — опора на разные уровни организации психических процессов.
5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Реализация данных принципов предполагается в ходе психолого-педагогического сопровождения, заключающегося в дифференциации подхода к детям. Дифференцированный подход заключается в создании адекватной системы требований, соответствующих возможностям того или иного ребенка.
Коррекционная работа состоит из игр, упражнений, заданий которые можно разделить на:
Двигательные – развивающие координацию движений, крупную и мелкую моторику.
Развивающие – направленные на развитие познавательной и социальной рефлексии, отдельных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения.
Релаксационные – снимающие психо-эмоциональное, мышечное напряжение.
Коммуникативные – способствующие формированию умений и навыков общения.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. В него должны быть включены все дети (5 мин) (упражнение «Здравствуйте», «Досвидания»).
2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями (7-10).
В данный раздел работы включены кинезиологические упражнения («Кулак-ладонь-ребро», «Ухо-нос», «Лезгинка» и др.), упражнения направленные на развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией. Дети слушают психолога, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам (игра «Четыре стихии», «Летает – не летает», «Волшебное число», «Запрещенное движение» и др.)
3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность упражнений и приёмов, направленных не только на развитие познавательных процессов, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. (15-20 мин).
Основная часть содержит психолого-педагогические упражнения и задания по следующим направлениям:
Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения (Упражнение «Определения», «Парные картинки» «Продолжи ряд», «Сложи фигуры).
Развитие зрительного и слухового восприятия, наблюдательности (упражнение «Тень» , «Сколько фигур спряталось на картине»).
Формирование пространственных представлений (Упражнение «Дорисуй букву»).
Развитие внимания, памяти (упражнение «Буквы алфавита», «Художник», «Повтори за мной»).
Коррекция нарушений моторного развития (можно использовать такие задания как «Графический диктант» «Дорисуй узор», «Волшебный лабиринт», «Раскрашивание фигур по образцу», «Сколько фигур спряталось на картине» и др.)
4. Релаксация для снятия психо-эмоционального, мышечного напряжения. Релаксационные упражнения, где психолог читает текст, а дети слушают и выполняют соответствующие движения, релаксационные упражнения для мимики лица, расслабление мышц шеи, плечевого корпуса, расслабление и напряжение мышц корпуса. (5 мин) (Игра «Дождь в лесу», «Плывем в облаках»).
5. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу (5-7 мин).
«На что похоже мое настроение». Прислушайтесь к себе. На какой цветок/цвет/музыку похоже ваше настроение?
Обратная связь – что получилось, где было трудно.
У учащихся к концу коррекционной работы должны быть сформированны следующие предметные умения:
Самостоятельно выполнять данное учителем задание;
Проявлять собственную активность в получение знаний;
Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
- смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
Коммуникативные
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение слушать собеседника;
- потребность в общение со взрослыми и сверстниками
Регулятивные
- целепологание;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- саморегуляцияПознавательные
- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- установление причинно-следственных связей.
Конечно же, помимо коррекционной работы психолога, требуется внимание, помощь и большая работа со стороны родителей и педагогов. Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у ребенка чувство собственной ценности. Доминирование положительного представления о себе – «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» - порождает у ребенка желание более продуктивно работать.
Психолог может в значительной степени помочь методически и рекомендательно и педагогу, и родителю, оказать поддержку ребенку, имеющему когнитивные нарушения, что имеет очень важную роль в его дальнейшем развитии и обучении. Оптимистичный настрой и положительная мотивация – неотъемлемая часть успешной и продуктивной работы работы.

Список использованных источников
И. В. Дубровина, Младший школьник: развитие познавательных способностей. Москва, Просвещение 2003
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007. – 208с.
Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Москва. «Издательство Гном и Д». 2000 г. – 64с.
Локалова Н.П., 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов), М.: Ось-89, 2006
Слободяник Н.П. Практическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. – 256с.