Технологическая карта урока И.С. Никитин Русь

И.С. нИКИТИН «РУСЬ»
Педагогическая цель


Тип урока
Традиционный

Планируемые результаты (предметные)
Умения прогнозировать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение

Личностные результаты
Умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «картины родного края»

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока.
Познавательные: умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, создавать текст на основе ключевых слов и выражений.
Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине.

Основное содержание темы, понятия и термины
«Родина», «Отчизна», «Отечество», «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «картины родного края»

Образовательные
ресурсы
1. Поурочные разработки : методическое пособие / авт.-сост. С. В. Кутявина. – Москва : ВАКО, 2014.
2. Выставка книг И.С.Никитина.
3. Портрет писателя .
4. Аудиозапись стихотворения «Русь»

Сценарий урока
Этапы урока
Формы, методы, методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма контроля




осуществляемые действия
формируемые умения


1
2
3
4
5
6

I. Организация начала урока
Фронтальная, индивидуальная
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель проверяет готовность к уроку. Читает стихотворение:
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок
Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок
Индивидуальный. Проверка готовности к уроку

II. Контрольно-диагностический
Речевая разминка


Родина
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Читают:
- разделяя слова на слоги;
- с ускорением;
- с замедлением;
- с интонацией восхищения






Внимательно слушают


III. проверка домашнего задания
Индивидуальная
Компьютерные заставки с фотографиями России
Учащиеся читают свои сочинения на тему «Родина»



IV. Актуализация знаний
Фронтальная
- подберите слова, близкие по значению к слову «родина»

- прочитайте слова К.Д. Ушинского: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».

- Сегодня мы начинаем изучение раздела «Родина». Посмотрите, какие произведения авторы учебника поместили в него.

- прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы сегодня будем изучать.

- что вы помните о нем? Какие стихи мы читали?

Слушают и продумывают ответы на вопросы


V. работа по теме урока

Послушайте сообщение о поэте.
СЛАЙД № 1

Слушают сообщение


VI. физкультминутка

Как живешь? Вот так!
(встать, показать большой палец)
Как идешь? Вот так!
(Шаги на месте)
Как бежишь? Вот так!
(Бег на месте)
Как летишь? Вот так!
(махи кистями)
Как плывешь? Вот так!
Выполняют движения совместно с учителем





(Махи руками)
Как шалишь? Вот так!
(Прыжки с поворотами)
Как сидишь? Вот так
(садятся за парты)




VII. продолжение работы

Использование аудиозаписи стихотворения.
- как удается И.С. Никитину описать просторы Руси?

СЛАЙД № 2
- Какую войну имеет в виду поэт, когда пишет «И давно ль было, когда с Запада облегла тебя туча темная?»
- какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать Русскую землю?
СЛАЙД № 3
- какие чувства и мысли овладели автором, когда он создавал свое произведение?
Находят ответы в тексте учебника и отвечают на вопросы
Внимательно слушают


VIII. рефлексия

- продолжите предложения:
Я сегодня на уроке узнал
На этом уроке я похвалил бы себя за
После урока мне захотелось
Сегодня я сумел.




IХ. Подведение итогов урока

- о чем вы узнали при изучении стихотворения
- какие чувства воспитывает поэт в читателе?







15