Роль ученического самоуправления в организации внеурочной деятельности в условиях школы-интерната.


Смолягина Татьяна Дмитриевна, педагог-организатор
МКУ «Школа-интернат №5» г. Нижнеудинск.
Роль ученического самоуправления в организации внеурочной деятельности в условиях школы-интерната.
Организация образовательной и воспитательной деятельности в школе-интернате имеет свои особенности и в первую очередь это занятость школьников в течении всего дня. Правильно организованное внеурочное время дает возможность совмещать разные виды деятельности учитывая индивидуальные интересы, склонности и способности. Организация внеурочного времени и его содержание зависит от многих условий: от возможностей, которыми располагает школа, учреждений дополнительного образования, мастерства педагогов и воспитателей.
В нашей школе-интернате реализуется программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Я среди людей», целью которой, создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития всех участников образовательного процесса и формирование единой системы учебного и воспитательного процесса, направленной на формирование гражданских компетенций обучающихся.
Важную роль в достижении поставленных перед учреждением задач, играет ученическое самоуправление, так как это многоплановая и систематическая деятельность позволяющая выстраивать детско-взрослые демократические отношения, обеспечивающая развитие самостоятельности в достижении поставленных целей.
Несколько лет мы пробовали разные, формы работы, изменяли и отрабатывали существующую модель самоуправления. И на современном этапе была принята наиболее приемлемая, для нашего учреждения, модель
ученического самоуправления «Школьный парламент».
Структура Школьного ученического самоуправления.
Высшим органом Школьного парламента является ученическая конференция.
В состав Школьного парламента входят комиссии (за каждой комиссией закреплен куратор из числа педагогов школы.):
- Штаб дисциплины и порядка;
- Учебная комиссия;
- Санитарная комиссия;
- Культурно-досуговая комиссия;
- Пресс-центр;
- Совет старост.
Содержание деятельности комиссий
Штаб дисциплины и порядка
Организация дежурства в классе и школе.
Организация профилактических мероприятий по профилактике нарушений дисциплины.
Организация мероприятий по сохранности мебели и инвентаря.
Учебная комиссия
Помощь в контроле за успеваемостью учащихся в классе и школе.
Ведение, контроль и анализ рапортичек класса.
Помощь в организации предметных олимпиад.
Помощь в проверке дневников обучающихся.
Санитарная комиссия
Помощь в контроле внешнего вида учащихся.
Проверка санитарного состояния спален, классных, игровых бытовых комнат и закрепленных территорий по уборке помещений, территории школьного двора.
Пресс-центр
Сбор и обработка информации о классе, школе.
Выпуск школьных, классных газет, листовок, объявлений.
Культурно-досуговая комиссия
Помощь в организации классных, школьных, городских культурно-досуговых мероприятий.
Совет старост
Организация помощи и контроль работы комиссий класса, школы.
Отчет о деятельности классного коллектива на заседаниях парламента, общешкольных заседаниях.
Хочется обратить внимание на работу Штаба дисциплины и порядка, Санитарной комиссии, так как дети в школе-интернате находятся круглосуточно и коллективный, детский самоконтроль позволяет нам, взрослым решать многие вопросы дисциплины и гигиены. Работа данных комиссий (проведение рейдов, разбор социально-бытовых ситуаций) способствует формированию социально-бытовых навыков.
Нельзя оставить без внимания участие школьников в КТД. В нашей школе сложились многолетние традиции проведения многих мероприятий: конкурс «Лицедеи», «Самый классный коллектив», «Красив в строю – силен в бою» и многие другие.
Практика работы нашего учреждения показывает, что многоплановая работа ученического самоуправления во многом содействует социализации наших детей. Общественные знания, установки, опыт, передаются школьникам в целенаправленном обучении и воспитании.