Конспект по литературному чтению 4 класс И. С. Никитин Русь

И. С. Никитин « Русь».

Цели:
обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;
пополнение словарного запаса;
развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности;
воспитание любви к русской поэзии.

1. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения Есенина Лебедь.

2. Работа в группах.
Прочитайте отрывок «О нашей Родине» Ю. Яковлева
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Определите тему урока.
Сегодня мы начинаем новую тему. Родина.
- Как вы понимаете, что такое Родина?
Подберите синонимы к слову Родина. (Россия, Отечество, отчизна).

3. Беседа о малой Родине
- Что такое «малая Родина»?
- Кто ежедневно в родном доме заботится о вас?
(Дети дают ответы с опорой на текст), составляя схему схему:

Родина



малая родина

деревня, улица, дом, мать, отец
4. На этом уроке мы познакомимся с произведением Никитина «Русь».

И. С. Никитин родился в 1824 году в Воронеже, на окраине города, в маленьком домике над рекой. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал врачом. С шести лет мальчик начал учиться грамоте у соседа-сапожника. Но учиться ему пришлось недолго. Отец разорился и мальчик пошел работать. Ему было тяжело, но он не падал духом, все свободное время читал и писал стихи. Писал о родной природе, о безмерном страдании крепостных крестьян. И сегодня мы с удовольствием читаем его красивые, добрые и проникнутые любовью к Родине стихи.

5. Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность. Кто запомнил, как оно называется?
– Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то , что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.

6. Первичное восприятие

– Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?

Проверка первичного восприятия

– Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину? (Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)

7. Словарная работа.
Шатёр - большая площадка из ткани
Грань - сторона геометрической фигуры
Нива - засеянное поле
Мурава - молодая трава
Зарево - отсвет пожара
Казна - государственные деньги
Курган - холм
Полчище - огромное войско
Ляхи - польские воины
Кишит - шевелится
Православные - люди, христианской веры
Держава – государство
Русь - Россия
Мгла – непрозрачный воздух

Работа в парах. Чтение друг другу.
–Подумайте, сколько картин вы бы нарисовали?

– По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (Народную песню, напевно)


Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части.

1 часть чтение цепочкой

Работа над 1-й частью после прочтения ее учащимися.

– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Ее необъятность)
– Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси? Объясните.

– Где «горами лед ходит по морю»?
– Как мы называем эти ледяные горы? (Слайд – Айсберги)

Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»? ( волны)
– Какие приемы использует поэт в этих строках? (Олицетворение. Сравнение)

– Расскажите о том, как вы понимает следующую строфу: «И пожар небес / ярким заревом. Освещает мглу /// непроглядную»
– О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»? (Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием)
– Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной картины рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к Родине.
Анализ синтаксиса поэтической речи
– Обратите внимание, какие предложения в двух последних четверостишиях. (Восклицательные)
Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (Торжественно)
– Восклицательные интонации подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси.
– Прочитайте торжественно два четверостишия, которые завершают первую часть, в парах, передав восклицательную интонацию.
– Какими словами автор подчеркивает величие Руси? (Русь державная, в красе царственной)

– Как можно озаглавить 1 часть? ("Необъятная, царственная Русь")

Родина



малая родина великая Родина - Россия

деревня, улица, дом, мать, отец
Бескрайняя
Красивая

2 часть

– Прочитайте про себя следующие 4 четверостишия.
– С какой интонацией следует читать каждое четверостишия? (Вопросительной)
– Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию.
– К кому обращены эти вопросы? (К Родине)
– По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? (Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно.)
– Прочитайте эти строфы так. чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что все, о чем спрашивает поэт, Родина имеет.

– Эту часть мы озаглавим – " вопросы".

3 часть

–В 3 части поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины.

Чтение 3 части.

– Знаете ли вы о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте. (Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами)
– Как он называет он врагов? (Гость незваный, туча чёрная, гроза, гости)
– Где поэт стелет постель для незваных гостей? (Под сугробами)
– Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир)
– В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)
– Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:
Вдруг со всех концов
Поднялася РусьНа кровавый пир
– Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона.
И в глухих степях О них плакали!
– Этими словами заканчивается 3 часть. Как ее можно озаглавить? (Русь непобедимая).
– Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать русскую землю?


Родина



малая родина великая Родина - Россия

деревня, улица, дом, мать, отец
бескрайняя могучая
красивая непобедимая

4 часть

– Прочитайте. О чём пишет поэт в этой части?
Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней.
– Как можно ее озаглавить? (Объяснение в любви к Родине)
– Прочитайте эту часть про себя и подготовьтесь к чтению вслух двух последних четверостиший.
– Как следует читать последние 2 четверостишия? (Торжественно, взволнованно)

Учащиеся читают последние 2 четверостишия.

– Соотнесение иллюстраций с текстом.
– На слова Никитина создано более 60 романсов и песен. Прослушивание музыкальной записи.

12. Итог урока

– Поделитесь своими впечатлениями от изучения данного стихотворения?
- Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение?
– Почему вы так думаете?
– Определите основную мысль стихотворения? (2-е последние строфы)
-
13. Домашнее задание

– Выразительное чтение стихотворения.
– По желанию проиллюстрировать данное стихотворение.




















13PAGE 15


13PAGE 14115




15