Выступление на тему Профориентационная работа как важный элемент системы формирования контингента техникума.


ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
Выступление на тему:
«Профориентационная работа как важный элемент системы формирования контингента техникума»
Автор материала:
Варбан С.П.,
преподаватель информатики
г. Чебаркуль, 2016 г
Профориентационная работа как важный элемент системы формирования контингента техникума
Анализ результатов работы приемной комиссии Чебаркульского профессионального техникума за последние 3 года показал, что за этот период произошло снижение конкурса при поступлении на все специальности почти в 2 раза. Но, несмотря на это, конкурс при поступлении в техникум на большинство специальностей составил в 2016 году от 1,1 до 1,7 человека на место.
Тенденция снижения конкурса при поступлении в учреждения среднего профессионального образования не связана с падением спроса на такое образование, наоборот – спрос на него растет. Так, например, по данным социологического центра “Диалог” управления образования администрации г. Чебаркуля количество учащихся 9-х классов, поступивших в ссузы, увеличилось с 19% в 2013 году до 21% в 2016 году.
Объективными причинами уменьшения количества поступающих в техникум являются:
демографический спад (за последние 5 лет количество учащихся в школах города сократилось почти на 4 тысячи);
введение с 2005 года подушевого финансирования общеобразовательных школ;
высокая конкуренция между ссузам области (их 46)
Что позволяет нам сохранять высокий рейтинг среди ссузов области?
В таких условиях, когда идет острая “борьба” за ученика, важным направлением деятельности техникума является повышение привлекательности учебного заведения через организацию различных форм работы с потенциальными абитуриентами.
Одним из направлений работы с учащимися школ является профориентационная работа, т.е. работа по подготовке школьников к профессиональному самоопределению и выбору профессии.
Проведение профориентационной работы среди школьников детерминируется также возросшими требованиями современного производства к уровню профессиональной готовности кадров, т.к. профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям экономики.
Целями профессиональной ориентации:
оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда;
организация первоначального этапа социально-профессиональной адаптации личности взрослеющего человека;
создание условий для повышения готовности подростков к социальному, культурному и профессиональному самоопределению.
Полная реализация вышеперечисленного требует полноценного психолого-педагогического обеспечения. В нашем техникуме создана профориентационная служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение не только участников образовательного процесса комплекса “школа – техникум – вуз”, но и будущих студентов.
Формами профориентационной работы, которые использует техникума, являются – профориентационное компьютерное тестирование, профессиональные консультации учащихся и их родителей по итогам тестирования, проведение презентаций учебного заведения и учебных программ, работа со средствами массовой информации, размещении информации в глобальной сети Интернет.
По данным исследования, проведенного по заказу социальных партнеров техникума, Дни открытых дверей в учебных заведениях города посещает один из пяти опрошенных. Примерно столько же ответов приходится на поиск информации в сети Интернет. 17% абитуриентов следят за информацией на эту тему, которая появляется в местной прессе.
Поэтому большое место в работе ЧПТ занимает работа по презентации техникума и его образовательных программ. Она ведется в нескольких направлениях – работа с родительской общественностью и непосредственно с учениками школ. Традиционно представители техникума в рамках месячника профориентационной работы, проводимого в общеобразовательных школах, встречаются со школьниками. Несколько лет подряд техникум практикует проведение Дней открытых дверей. В 2016 году мы впервые провели специальные Дни открытых дверей для тех школ, из которых к нам поступает больше всего учащихся. Анализ зачисленных студентов в техникум в этом году показал, что доля выпускников из этих школ увеличилась с 16,7 до 40%.
Профориентационная работа, проводимая ЧПТ, не ограничивается работой только с городскими школами. В этом году техникум тесно сотрудничает с городским краеведческим музеем, где развернута большая экспозиция, посвященная машиностроению. Частыми посетителями этой выставки являются ребята из близлежащих сельских школ. Осмотр экспозиции заканчивается посещением ЧПТ, где их знакомят с техникумом, образовательными программами, условиями приема и обучения. Следует отметить, что доля учащихся из сельских школ, поступающих в ЧПТ, составляет ежегодно до четверти и более от всех поступающих. В 2015 году доля абитуриентов из сельских школ составляла 25,6%, а в 2016 году – 29,7%.
Современные информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. В апреле 2013 года в сети Интернет начал работу сайт ЧПТ, где есть специальная страничка для абитуриентов. За это время сайт ЧПТ посетило более 5 тысяч человек.
Жизнь техникума постоянно освещается в печатных средствах массовой информации. За последний год во всех СМИ о техникуме вышло более 15 статей и информаций.
Важным направлением в повышении привлекательности имиджа техникума мы считаем участие в спортивных, культурно-массовых мероприятиях различного уровня, организация совместных дел со школами района и города. В октябре 2016 года техникум совместно со школамгорода и детскими садами организовали впервые военно-спортивный праздник “Микрорайон XXI-го века”. Праздник имел широкий общественный резонанс.
.
Кроме того, у колледжа сложились тесные партнерские отношения с ВУЗАМи Челяб обл. Техникум планирует в новом учебном году предложить школам города элективные курсы.
Таким образом, профориентационная работа со школьниками с одной стороны готовит их к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с потребностями экономики в кадрах определенных профессий, и с другой стороны повышает привлекательность нашего образовательного учреждения.