Конспект урока по литературному чтению И.С.Никитин Русь


Тема урока "И. С. Никитин "Русь".
Цель:
1) формировать начальное представление о патриотической лирике, о роли риторических вопросов в произведении;
2) формировать систему читательских умений, учить сопоставлять произведения одного автора на сходные темы, выделять поэтический мотив.
3) формировать умения работать с ИКТ.
4) развивать у учащихся познавательные способности в области истории Отечества, формировать межпредметные связи.
5) воспитывать патриотов России.  
ХОД УРОКА:  
1 Организационный момент.
2  Какое произведение изучали на прошлом уроке? Какова главная мысль произведения? (читаем отзывы)
3 Слушаем произведение. ( «С чего начинается Родина? аудиозапись)
- О чём эта песня?  
- Что такое Родина? Назовите слова близкие по значению.
Открываем учебник с 16 мы начинаем новый раздел «Родина» ( увидим как поэты в разных жанрах прославляли свою Родину)
4 Прочитайте в строке только русские буквы. Какая фамилия получилась?
СЛАЙД № 1
Иван Савич Никитин (биографию автора рассказывает ученик)
Как в разные века называлась наша Родина? (Русь, Россия, Советский Союз)
СЛАЙД № 2
Новое произведение на уроке «Русь»
Всегда ли наше государство жило хорошо, или народ испытывал трудности? Почему нападали на нашу страну?
5 Перейдём к знакомству произведения, но там есть незнакомые слова. Мы сейчас разделимся на группы и каждая группа объяснит значения слова. Но сначала вспомним правила работы в группах. (НИВЫ, КАЗНА, МУРАВА, КУРГАНЫ, ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛЮД)
6  ФИЗМИНУТКА.
7  СЛАЙД № 3
Стихотворение важное, гордое, величавое. Иван Савич Никитин выделяет 3 части в том тексте. Прочитайте план. Мы услышали эти картины при чтении.
8  ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ:
Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?
Удалось ли поэту рассказать в стихах то, что мы читали в статьях и рассказах о Родине?
ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ:
Найди и прочитай, где описывает поэт просторы Руси. ( о чём он говорит )
СЛАЙД № 4
Поэт описывает северное сияние (посмотрите на слайд) , об этом природном явление ходят легенды. Например индейцы считают, что огни от северного сияния. это отблески от фонарей, с которыми танцуют  души умерших охотников.
- Найдите и прочитайте о трудных временах нашей Родины ( вспомним историю из окружающего мира и расскажем об этих временах)
- Найдите и прочитайте, как поэт славит Русь.
С кем поэт сравнивает Русь? (мать – самое дорогое, что есть у человека)
Какие чувства испытывал поэт при создании этого произведения? Почему вы так думаете?
СЛАЙД № 5
Прочитайте пословицы о Родине. Объясните эти пословицы.
ИТОГ УРОКА:
- С каким произведением мы познакомились? Кто автор?
- Какие формы работы использовались? ( читали, слушали. говорили, сравнивали)
Какие знания других предметов тебе понадобились?
 ( уроки МИДа. окружающего мира)  
ОЦЕНИ САМОГО СЕБЯ:
- кому было интересно и он всё понял (две руки) ,- было интересно, но понял не всё ( одна рука) ,- просто так просидел урок (сидим ровно)
Молодцы! Спасибо за урок! Оценки за работу на уроке. 
Домашнее  задание по выбору. ( выразительное чтение, тем кто хочет выучить часть – прославление Руси)