Статья: Роль ученического самоуправления 7Г класса в развитии инициативы и самостоятельности школьников.

Роль ученического самоуправления 7Г класса в развитии инициативы и самостоятельности школьников.
Семеняченко Н.П.,
Время неузнаваемо изменило общество, которое предъявляет новые требования к учреждениям образования. Готовы ли они к демократизации учебно-воспитательного процесса? Опыт показывает, что в тех школах, где педагоги, ученики и родители готовы к таким переменам, существует реально действующее самоуправление.
В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. (1: 17-18) Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно-значимых целей. (1: 23)
Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги. В результате развития самоуправления постановка управленческих задач во многом зависит от инициативы и самостоятельности учащихся.
Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.
Самоуправление в классном коллективе определяется как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально-ценных задач. (2:96-97)
Цели самоуправленческой деятельности:
1.Содействие развитию ребенка.
2. Организация эффективного функционирования учебной группы.
3. Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдать следующие принципы:
1.   Деятельное выполнение работы органов самоуправления.
2.   Социальная значимость деятельности самоуправления.
3.   Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива.
4.  Взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления.
5.  Добровольность и выборность органов самоуправления.
6.   Инициатива, самодеятельность и творчество детей.
7.  Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки.
8.  Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы.
9.  Обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления.
10. Взаимодействие всех органов самоуправления.
11. Сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.
Предложенная учащимися и доработанная в процессе совместного обсуждения модель самоуправления предусматривает определенную совокупность прав и обязанностей членов классного коллектива, систему постоянных и выборных поручений, которые позволяют учащимся освоить культуру демократических отношений, проявить социальную активность.
Детское общественное объединение «Дружба» учащихся МБОУ «СОШ №74имени Габдуллы Тукая» представляет собой демократическую республику - добровольное объединение учащихся, имеющее свои герб, флаг, девиз, гимн, заповеди, традиции. Руководит работой демократического школьного государства Президент, который избирается из числа учащихся старших классов тайным голосованием. Президент приносит присягу на верность школе, делу самоуправления и является гарантом прав и свобод учащихся.
Высший орган самоуправления в государстве – Общее собрание учащихся, которое организуется по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть. Оно обсуждает и решает наиболее важные вопросы жизни школьного коллектива. На Общем собрании учащихся утверждается структура органов самоуправления.
Каждый класс представляет собой город, во главе которого находится мэр. Мэры всех классов образуют Парламент школы. Парламент – законосовещательный, представительный орган школьного объединения.
Органом, осуществляющим текущие права и обязанности, является Правительство (Парламент). Парламент – исполнительная власть - состоит из представителей семи министерств, каждое из которых имеет свои функциональные обязанности. В состав министерств входят представители от каждого класса
Практическая деятельность в составе министерств способствует становлению самостоятельной и творческой личности.
Министерство науки и образования:
-следит за успеваемостью класса;
- помогает в проведении предметных декад, недель;
- привлекает одноклассников к участию в научных конференциях, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;
- организует «скорую учебную помощь» нуждающимся.
Министерство культуры:
- организует проведение школьных и государственных праздников;
- организует проведение экскурсий, походов в кино, театр, музеи;
- составляет развлекательные программы;
- проводит творческие вечера, конкурсы , дискотеки;
- организует персональные выставки учащихся.
Министерство здравоохранения:
- следит за санитарным состоянием школьных помещений;
- следит за внешним видом учащихся;
- контролирует выполнение санитарно-гигиенических норм при посещении столовой;
- занимается просветительской работой с целью пропаганды ЗОЖ;
- выпускает санитарные бюллетени для Уголка здоровья;
Министерство спорта и туризма:
- организует проведение различных спортивных мероприятий, Дней здоровья :
- ведет учет спортивных достижений учащихся;
- организует туристические походы, экскурсии;
- организует внутришкольные соревнования по различным видам спорта;
- организует проведение физкультминуток и подвижных перемен.
Министерство печати:
- организует деятельность школьной прессы, выпуск школьной газеты;
- собирает информацию и составляет заметки в школьную газету;
- проводит конкурсы рисунков, плакатов на различные темы;
-готовит репортажи о школе для местного телевидения;
- организует работу кружка «Юный корреспондент».
Министерство труда:
- организует контроль за уборкой школьных помещений;
- организует работу по соблюдению сохранности и ремонта мебели;
- организует субботники, работу на пришкольном участке;
- организует работу по оказанию шефской помощи пожилым людям, ветеранам войны и труда.
Министерство безопасности:
- организует дежурство по классу и школе;
- организует профилактическую работу по предупреждению правонарушений;
- участвует в разрешении конфликтных ситуаций.
Учащиеся школы принимают активное участие в различных проектах, в конкурсах рисунков. В 2007-2008 уч. году большая группа учащихся принимала участие в «Русском медвежёнке» гуманитарного и «Кенгуру» естественно-математического циклов по различным предметам, многие ребята показали неплохие результаты, получив сертификаты и грамоты за вторые и третьи места. В городском конкурсе также участвовала команда юнармейцев школы, заняв 3 место в городе. На первом этапе Всероссийского конкурса детского творчества «Моя семья» учащиеся нашей школы заняли 1 и 2 место в номинации «Сочинение». В октябре 2008 года семеро учащихся школы приняли участие в конкурсе детского экологического рисунка «Сохраним наш край» под моим непосредственным наставничеством, за что получили благодарность от заместителя мэра города по ЖКХ Г.В.Диденко. В ноябре 2008 года 2 учащихся школы под моим руководством стали дипломантами II степени в областном конкурсе антирекламы табачной, алкогольной продукции и наркотиков «Мы за здоровье нации!». Пятеро учащихся в феврале 2009 года, получили сертификаты участников областного конкурса на лучшее сочинение по теме «Если бы Президентом был я». Спортсмены школы принимают участие в региональных, районных, областных соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, легкой атлетике, каратэ защищая честь школы, района. Коллектив 7г класса в этом учебном году награжден как победитель в номинации «Я талантлив» как самый активный класс в самоуправлении школьной республики «Дружба», где ключевая роль принадлежит Семеняченко Н.Пю как классному руководителю класса.
В школе созданы все условия для полноценного гармоничного развития личности школьников, развития индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его способностей и возможностей, предоставление ему возможностей для широкого выбора внеурочной деятельности детей.
Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования индивидуализированного здоровьесберегающего обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному обществу.



Литература
1.Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2002.
 2. Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении: Книга современного руководителя. - Феникс Ростов н/Д, 2006.




15