Конспект урока по литературному чтению на тему И.С. Никитин Русь (4 класс)


Тема урока: "И. С. Никитин "Русь".
Цель: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»
Задачи: формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике;
- познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении;
- способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России;
- способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением;
- способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение;
- способствовать развитию у учащихся навыков умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
- сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.
Ход урока
Организационный момент.
Подготовка к уроку.
Приветствие.
Доброе утро, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица. Улыбнитесь друг другу.
Мне сегодня радостно от встречи с вами. А ещё я радуюсь и волнуюсь от того, что сейчас нам предстоит встреча с удивительным миром – миром литературы.
Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники. Одним росчерком пера автор может превратить простые слова в необычные и загадочные. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями. Успехов вам. Итак, мы начинаем наш урок.
Речевая разминка. Слайд 2
Родина
Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
(З. Александрова.)
- Прочитайте жужжащим чтением.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте с замедлением.
- Прочитайте с интонацией восхищения.
Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом?
(Учащиеся называют прочитанное произведение и показывают к нему рисунок)
Подготовка к работе на основном этапе урока.
Знакомство с новым разделом.
- Ребята, сегодня мы начинаем работать над новым разделом, и я предлагаю вам разгадать ребус. (Р 1 а) Слайд 3
- Что такое Родина?
- Назовите слова близкие по значению к слову Родина. (Россия, Отечество, отчизна).
Работа на основном этапе урока.
Работа над новой темой урока
Знакомство с автором стихотворения. Слайд 4
- Прочитайте в строке только русские буквы, и вы узнаете фамилию автора, произведение, которого мы сегодня будем изучать.
RНWNИGКDLИZТLИNYНР
- Какая фамилия получилась?
- Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Саввича Никитина.
2. Сообщения учащегося об авторе. Слайд 5
Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
3.Постановка цели урока.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность.
- Кто запомнил, как оно называется? Слайд 6
- Попробуйте предположить, о чём будет стихотворение.
- Какие цели и задачи мы должны перед собой поставить сегодня на уроке?
(Научиться читать выразительно)
- А так же мы должны: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.
4. Словарно-лексическая работа.
- Перед тем как мы с вами начнём читать стихотворение И.С. Никитина “Русь”, давайте познакомимся с некоторыми значениями слов и поработаем в парах.
Работа в парах со словарями
Мурава, казна, курган, шатёр.
Чтение стихотворения «Русь» учителем.
Анализ стихотворения.
- Удалось ли поэту рассказать в стихах то, что мы читали в статьях и рассказах о Родине?
- Почему это стихотворение принесло славу Никитину?
(В этом стихотворении есть восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ .)
- Что напоминает это произведение по характеру стихосложения? Слайд 7
(Написано былинным стихом).
- Чтобы убедиться, что стихотворение написано былинным стихом, соединим две строки попарно и поставим ударение.
- На какой слог от начала строки падает ударение?
- На какой слог от конца строки падает ударение?
( На третий слог от начала и на третий слог от конца)
- В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь»
Работа в парах
- Приведите для примера какое-нибудь четверостишие, расставьте ударение и прочитайте.
- Есть ли в стихотворение рифма?
( Нет. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворении ритм важнее рифмы.)-Почему, для того чтобы воспеть Русь поэт выбирает былинный стих?
(Былины воспевают богатырей – защитников страны.)
ФизминуткаПодрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою... (страну)
Брат сказал: «Не торопись —
В школе лучше ты учись!
Будешь там отличником —
Станешь... (пограничником)»
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять,
И служить не на земле,
А на военном... (корабле)

Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
Кто на посту и днем и ночью? —
Наш офицер — военный... (летчик)
По приказу танк мой мчится,
Режут землю гусеницы,
Кем машина в поле чистом
Управляется? (Танкистом)
Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота —
Что же ждет тебя? (Пехота)
Любой профессии военной
Учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Сберечь Россию от... (войны)

Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
Закрепление нового материала.
Чтение стихотворения учащимися цепочкой.
Беседа по содержанию стихотворения.
- На сколько частей можно разделить стихотворение «Русь»?
- Чему посвящена первая часть?
(Стихотворение начинается с описания природы. )Как можно её озаглавить?
(Бескрайние просторы Руси)-Какие уголки нашей Родины описывает поэт? Слайд 8- Как вы думаете, можно ли всё это увидеть одновременно?- Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него?- Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.( " Широка ты, Русь..." )- Каким чувством пронизаны эти строки?
( Гордость, любовь, почитание. )- Ребята, какие изобразительно-выразительные средства помогают автору передать красоту нашей необъятной Родины?
- Прочитайте выразительно 1 часть.- Чему посвящена вторая часть?
- Как можно её озаглавить? (Трудные времена) Слайд 9
(Историческим событиям нашей страны.)
- Каких предложений по цели высказывания много во второй части?
- К кому обращены эти вопросы?
(К Родине)
- По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы?
- Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает, и на все вопросы ответит утвердительно. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими.
- О каких победах Руси вспоминает поэт?
(Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами)
- Как называет он врагов?
(Туча тёмная, гроза, гости)
- Как поэт в стихотворении называет битву?
(Кровавый пир)
- В чём усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию?
(Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)
- Как вы думаете, один раз в истории России было, когда стар и млад поднимались на борьбу?- Какое ещё событие 20 века мы можем увидеть за этими строками?- Как вы понимаете следующие строки? "И в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки"?( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость.) - О чём пишет поэт в третьей части? Слайд 10
( В ней звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей. )- Как следует читать последние 2 четверостишия?
(Торжественно, взволнованно)
- С кем сравнивает поэт Русь?
(Мать – самое дорогое, что есть у человека)
- Что хотел передать Никитин нам - своим потомкам этим стихотворением?
- Какова основная мысль этого произведения?
(Поэт пишет о Родине)
Работа с пословицами в группах
1группа. Задание: Выберите пословицы о Родине
2 группа. Задание: “Восстанови пословицу”
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Итог урока
Беседа.
- С каким стихотворением мы сегодня познакомились на уроке и кто его автор? Слайд 11
- А теперь подумайте, какие качества помогли молодому поэту И.С. Никитину написать такое стихотворение?
(Любовь к Родине и народу. Гордость за свою Родину. Знание исторических событий.)- Именно поэтому, это стихотворение можно назвать патриотическим. Теперь, я думаю, вы сможете узнать и другие стихи, относящиеся к патриотической лирике.
Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения
Проиллюстрировать данное стихотворение
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог нашей работе.
- Продолжите предложенные на доске фразы: Слайд 12
Сегодня на уроке я узнал….
На уроке я понял…..
На уроке я почувствовал…..
Мне урок (не) понравился, потому что……